Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 144 путешественников. Например, жители ахейской Пеллены считали образцом для воспитания молодых воинов многократного победителя Олимпийских, Немейских и Истмийских игр в панкратии Промаха (начало IV в. до н. э.). Его мраморная статуя была установлена в гимнасии, где занимались исключительно эфебы [18, с. 69-70]. Причиной такого уважения явилось то, что Промах отличился во время войны между Пелленой и Коринфом [Там же]. Атлеты, как любимцы богов, иногда удостаивались религиозного почитания у себя на Родине. Например, олимпионика кулачного бойца Евфима (V в. до н. э.) обожествили при жизни по велению Дельфийского оракула за выдающиеся достижения при защите своих граждан от потусторонних сил [21, с. 153]. Центром указанного культа стало изваяние спортсмена, воздвигнутое в родном полисе [Там же]. Другой памятник атлету работы скульптора V в. до н. э. Пифагора Самосского был установлен в Олимпии [17, с. 406-407]. В приведенных случаях образ спортсмена, воплощённый в статуях- памятниках, стал символом патриотических достижений на уровне родного полиса, предметом гордости и даже почитания сограждан. Он также служил примером для подражания молодёжи. Выводы Подведём итоги исследования. 1. Облик спортсменов-патриотов запечатлён в их скульптурных изображениях, сооружённых на местах спортивных состязаний: общеэллинских агонах в Олимпии, Дельфах, Немее и на Истме, а также в родных городах. Ваятели стремились увековечить момент победы в соревновании, который одновременно становился и моментом славы для Отечества. К средствам формирования данного образа следует отнести: – визуальное восприятие статуи-памятника, которое вызывает мысленные ассоциации, связанные с изображаемой личностью; – как правило, такое изображение дополнялось надписью-посвящением или заставляло вспомнить победный эпиникий, сочинённый в честь спортивного достижения. 2. Исследование генезиса данного патриотического явления, воплощённого в скульптурах, позволяет сделать следующие выводы: – победители агонов часто продолжали свою деятельность в качестве государственных мужей в мирное время, в роли полководцев или простых воинов они защищали Отчизну на поле боя; – в таком случае их визуальный образ, выраженный в статуях- памятниках, дополнялся новыми смыслами, связанными с их достижениями как граждан полиса и патриотов Эллады; – скульптурные изображения античных атлетов являлись важными символами-ориентирами общеэллинского и полисного патриотизма [24, с. 278]; – облик спортсмена-патриота, запечатлённый в этих изваяниях, вызывал чувство благодарности у сограждан и служил образцом для подражания у

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=