Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 141 деятелями своих полисов. Памятники, установленные им, воплощали образ идеального гражданина-патриота. Приведём примеры, обосновывающие это утверждение. Кротонец Милон в битве с сибаритами (510 г. до н. э.) сражался «в венке победителя олимпийских игр и шкуре льва, подобно Гераклу, и, решив победу, завоевал восхищение сограждан» [9]. Указанное подражание Гераклу не случайно, ибо этот легендарный герой воплощал собой тип универсального спортсмена [4, с. 61]. Скульптура Милона работы его соотечественника Дамея была воздвигнута в Олимпии [17, с. 423]. Писатель II в. Флавий Филострат передает впечатление от образа, которое производила статуя этого выдающегося борца на современников: «Так вот, в Олимпии и в Аркадии об этом изваянии передают нижеследующее: Милон был столь несгибаем, что его невозможно было сдвинуть с места, на коем он стоял; а сжатые пальцы объясняют через связь гранатовых зерен – их нельзя разъять, как ни борись с каждым поодиночке, и точно то же с вытянутыми пальцами, ибо спаяны они тесной близостью; а головную повязку они полагают знаком священномудрия» [28, с. 86]. Скульптурный облик, описанный в приведённом отрывке, дуалистичен: сжатые пальцы статуи выражают необыкновенную физическую силу этого великого атлета [17, с. 423], однако, упомянутое «священномудрие», которое символизирует головная повязка, выдаёт присутствие в нём государственного мужа. Всеобщее признание, как результат многократных побед на Олимпийских играх, было вершиной славы для античного человека. Особые почести полагались тому, кто воспитал своих сыновей и внуков олимпиониками. Таким примером являлся кулачный боец Диагор Родосский (79-я Олимпиада – 464 г. до н. э.; есть сведения о второй его победе). Павсаний описывает статуи на олимпийском Альтисе: Диагору, его сыновьям – кулачному бойцу Акусилаю, панкратистам Дориею и Дамагету, внукам – кулачным бойцам Эвклу и Пейсироду, созданные известными скульпторами своего времени [Там же, с. 408]. Автор «Описания Эллады» пишет, что в момент торжества после победы на 83-й Олимпиаде (448 г. до н. э.) сыновья Акусилай и Дамагет «подняли отца и понесли его через всё торжественное собрание, причём все эллины засыпали его цветами и называли счастливым в своих сыновьях» [Там же]. Великий римский оратор I в. до н. э. Цицерон добавляет, что некий спартанец подошел к Диагору в миг апофеоза и поздравил его: «Умри, Диагор, живым на небо тебе всё равно не взойти!», ибо «нет выше трёх олимпийских побед в одной семье, а стало быть, и Диагору нет нужды задерживаться в этом мире, подвергаясь превратностям судьбы» [29, с. 245]. Согласно грамматику Авлу Геллию (II в.), Диагор умер в момент своей славы на виду у ликующего народа, «целуя и обнимая своих сыновей» [5, с. 193–194]. Скульптурный образ может быть дополнен текстами хвалебных од (эпиникиев), написанных в честь спортивных побед.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=