Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 140 статуи олимпиоников, изготовленные из дерева. Примером этому служат, скульптуры атлетов Праксидаманта из Эгины, победителя в кулачном бою в 59- ю Олимпиаду (544 г. до н. э.), и Рексибия из Опунта, победителя в панкратии в 61-ю Олимпиаду (536 г. до н. э.) [17, с. 432]. Однако, дерево являлось недолговечным материалом. Поэтому в VI-V вв. до н. э. наиболее распространёнными стали бронзовые изваяния [6, с. 10]. Одна из первых известных нам бронзовых скульптур установлена в честь бегуна Эбота (Ойбота) из ахейской Пелеи (Димы), победившего в 6-ю Олимпиаду (756 г. до н. э.) [17, с. 399]. Она была воздвигнута по велению оракула в 80-ю Олимпиаду (460 г. до н. э.), а на постаменте были вырезаны слова: Эния сын, ахеец Эбот, одержавший победу В беге, Пелею свою сделал славнее других [Там же, с. 430]. Текст надписи-посвящения существенно дополняет визуальный образ, как бы комментируя определённое «состояние души». Отметим, что большинство выдающихся атлетов после одержанных побед в состязаниях продолжали свою деятельность, в том числе и как воины. В античности все виды атлетизма готовили гражданина к выполнению главной обязанности – защите своего полиса. Поэтому минута славы победителя на поле брани или в спортивном агоне считалась наивысшей степенью общественного признания для эллина. По сообщению римского историка Корнелия Непота (I в. до н. э.), со времени полководца Хабрия (IV в. до н. э.) скульпторы стали изображать воинов и атлетов в том виде, в каком они одержали победу в битве или спортивном соревновании, запечатлевая миг их славы [16, с. 49]. Последний факт подтверждает мнение немецкого учёного Г. Э. Лессинга (1729-1781 гг.), что материальные пределы античного искусства ограничены изображением одного мгновения [14, с. 90]. Эту мысль продолжает его соотечественник О. Шпенглер (1880-1936 гг.), говоря о том, что описываемый тип статуи выражает «жизненный идеал античного человека, прикреплённого к полису, к текущему моменту, к жесту» [30, с. 418]. Статуя, запечатлев образ спортсмена во время триумфа, продолжала наполнять его дополнительными смыслами. Это происходило в том случае, если изображённый индивид в дальнейшем прославлял себя в общественной, военной и культурной жизни своего города. Сама сущность эллинского полиса предоставляла ему такие возможности. Для понимания данного тезиса интересен спор о пользе спортивных состязаний для государства между скифом Анахарсисом и афинским законодателем Солоном, приведённый в диалоге сатирика II в. Лукиана. Один из аргументов Солона в защиту спортивных агонов сводился к утверждению, что их ценность заключается в совершенствовании государства путем перенесения духа соревновательности во все сферы социокультурного бытия [15, с. 217]. Поэтому не удивительно, что многие выдающиеся атлеты являлись общественными и военно-политическими

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=