Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 139 требования. Первое из них – сходство изображения с оригиналом. Например, римский учёный I в. Плиний Старший в «Естественной истории», рассуждая о почестях, заслуживающих увековечения, повествует о том, что троекратные победители в Олимпии удостаивались статуи с точным воспроизведением внешности [21, с. 57]. Для понимания средств воплощения этого принципа интересен диалог между великим философом Сократом (ок. 469–399 гг. до н. э.) и ваятелем Клитоном о причине красоты скульптур атлетов. Кроме передачи внешнего сходства глаза спортсмена должны были изображать угрозу, а лицо – торжество победителя [12, с. 119]. В целом, мастер в своих произведениях стремился выразить «состояние души» [Там же]. Указанное «состояние души» может трактоваться как гордость за спортивное достижение, прославившее Родину. Поэтому образ выдающегося атлета имманентно включал в себя ипостась патриота. Генезис образа спортсмена-патриота общеэллинского масштаба Победа на любом панэллинском спортивном соревновании считалась актом прославления Отечества. Например, Сократ у Ксенофонта говорит о том, что победитель в состязаниях, «где в награду дается венок», может сам заслужить уважение, а его полису доставить славу в Элладе [Там же, с. 109]. Этот великий триумф контрастирует со скромностью награды, представляющей собой не материальные ценности, а лишь символический венок. Афинский философ Платон (427-347 гг. до н. э.) в «Законах» пишет, что в идеальном государстве нельзя отпускать людей за границу для реализации своих личных целей. Исключением может быть только путешествие ради приобретения общественной пользы. Среди таких случаев особо выделяется участие в состязаниях в Олимпии, Немее и на Истме [20, с. 455]. Туда мыслитель рекомендует посылать людей «самых прекрасных и достойных» с целью стяжать своей Родине «добрую славу» [Там же]. Здесь Платон отражает мнение большинства греков своего времени о том, что представлять свой полис на общеэллинских состязаниях имеют право лишь самые совершенные атлеты. В этом деле даже юный возраст не помеха. Великий поэт Симонид Кеосский (556-468 гг. до н. э.) в эпиграмме прославляет мальчика Феогнета из Эгины, победителя в панкратионе в Олимпии (76-я Олимпиада – 476 г. до н. э.), говоря, что он увенчал славой «город почтенный отцов» [8, с. 40]. Статую ему создал известный скульптор – эгинец Птолих [17, с. 412]. По сведениям путешественника II в. Павсания целая галерея изваяний атлетов-победителей была помещена на Альтисе в Олимпии. Из-за большого количества скульптурных изображений автор «Описания Эллады» чётко ограничивает цель своего повествования: поведать о памятниках самым прославленным и заслуженным атлетам, установленным в Олимпии [Там же, с. 394]. Многие из этих работ выполнены первоклассными мастерами: Поликлетом, Фидием, Мироном, Каламисом, Онатосом, Пэонием, Пифагором Самосским [27, с. 87]. Такими же скромными, как и награда в виде венка, были и первые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=