Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 138 соревнований и в родных полисах. Для реализации поставленной цели, в контексте культурологического дискурса, необходимо решить следующие задачи : – исследовать средства формирования данного явления в скульптурных изображениях; – рассмотреть его генезис как в общеэллинском масштабе, так и в контексте полисного патриотизма. Такое исследование позволит более глубоко понять сущность олимпизма, как важной составляющей патриотической культуры античности. В качестве теоретико-методологической базы использовались работы отечественных и зарубежных учёных в области культурологии, истории культуры, искусствоведения, а также археологии. Методология работы носит междисциплинарный характер. Это находит выражение в сочетании методов исследования, таких как, сравнительно-исторический и социокультурный историко-генетический. Средства формирования образа античного спортсмена-патриота, запечатлённого в их скульптурных изображениях Можно согласиться с мнением выдающегося отечественного исследователя античности А. И. Зайцева, что развитие агонистической атлетики Греции являлось уникальным феноменом культурной жизни Древнего мира [10, с. 89]. По легенде, в незапамятные времена Олимпийские игры были учреждены Гераклом [1, с. 42]; списки победителей сохранились, начиная с 776 г. до н. э. [26, с. 393]. Олимпийские состязания стали не только важным общеэллинским делом, но и считались событием международного масштаба. Так, по словам великого историка V в. до н. э. Геродота после открытия игр в Олимпии элейцы направили послов к египетскому фараону Псамметиху с целью похвалиться своим изобретением перед «мудрейшим народом на свете» [7 , с. 130-131]. Кроме Олимпийских, существовали и другие состязания, появившиеся в VI в. до н. э.: Пифийские, Немейские и Истмийские. Однако, Олимпийским играм придавалось самое важное значение. Победитель на них становился в ряд первейших лиц государства, получая признание не только со стороны сограждан, но и всех эллинов [11, с. 22]. Скульптурное изображение олимпионика (победителя на Олимпиаде) воздвигалось за общественный счёт на месте состязания и (или) в родном полисе [31, р. 30]. Статуя создавала индивидуальный образ спортсмена-патриота, который запечатлевался в памяти современников и потомков. Он возникал при визуальном восприятии скульптуры, вызывая у зрителя ассоциации, связанные с изображаемой личностью [2, с. 127]. Например, изваяние кулачного бойца Главка из Кариста (65-я Олимпиада – 520 г. до н. э.) вызывало сравнение этого победителя с богами-покровителями атлетов [15, с. 186]. К изваяниям выдающихся спортсменов предъявлялись определенные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=