Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 137 embodied in statues-monuments erected in the places of competition in Olympia, Delphi, Nemea and in Isthmus, as well as in their native poleis. In the context of cultural discourse, the author shows that the phenomenon under study was formed by visual perception of sculptural images by contemporaries and descendants. They were often supplemented by an inscription-dedication, associated with the content of a victorious epinikion composed in honor of a sports victory. Some prominent athletes continued their activities as statesmen in peacetime, as warriors and strategists they defended their city and all of Hellas on the battlefield. In this case, the image was enriched with new meanings related to the achievements of a citizen as a patriot at the local and Pan- Hellenic level. Sculptural images of athletes, built on the sites of competitions and in their hometowns, became important symbol-landmarks of polis and Pan-Greek patriotism. They caused gratitude among fellow citizens and were a role model for young people. This philosophical and cultural study helps to understand the origins of the Olympic movement, the essence of which is patriotic images embodied in ancient statues-monuments. The revival of the spirit of the Hellenic Olympism, according to the author, will make it possible to find the way out of the value impasse in which modern big sports found themselves. Keywords: patriotism, ancient Olympism, sculptural image, Olympic athlete, polis, symbol- landmark. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-3-136-148 Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую, объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума Олимпийская хартия. Международный олимпийский комитет Введение В условиях глобализации начала ХХI века появились деструктивные вызовы для системы спорта высших достижений, которые выражаются, в частности, в коммерциализации [13, с. 4]. Современное олимпийское движение находится в состоянии глубокой институциональной и социальной стагнации [3, с. 41]. В области культуры эти кризисные черты проявляются в искажении самих основ олимпизма: превращении его в индустрию зрелищ, стремлении к прибыли, создании особой «спортивной субкультуры» [Там же, с. 49]. По нашему мнению, выход из указанного тупика возможен лишь путем кардинального изменения морального облика современного спортсмена. Атлет из шоумена и бизнесмена должен превратиться в патриота своей страны и пример для подражания на мировой арене. Он также обязан занимать активную гражданскую позицию, полноценно участвовать в общественной и культурной жизни на национальном и всемирном уровне. Очевидно, чтобы достичь вышеуказанных ориентиров следует обратиться к истокам олимпизма и спортивного движения. В социокультурном плане образ спортсмена-патриота сложился именно в античности и нашёл своё воплощение как высоконравственный символ в скульптурных изображениях выдающихся атлетов. Целью данной статьи является анализ образа античного спортсмена- патриота, воплощённого в статуях-памятниках , воздвигнутых на местах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=