Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 113 знания и эмоции, ценность Родины приобретёт для человека характер святыни. Образ Родины объективно-субъективен, конкретное его содержанием может колебаться и изменяться в зависимости от того, кто участвовал в его формировании, и кто сейчас его воспринимает. На качество восприятия оказывают влияние культурно-историческая среда, состояние личности, его нынешние цели и ценности личности. Воспринимая образы Родины снова и снова, человек получает точное представление о ней, включает её в систему собственных приоритетов и ценностей, поднимаясь над эгоистическими устремлениями. Образ Родины обеспечивает понимание того, что ценность Родины – есть ключевая ценность человеческой жизни, источник его существования, творчества, развития культуры. Формирование образа в сознании человека требует времени и нравственно-интеллектуальной подготовки, поскольку важно уметь выделить в образе то главное, что отражает суть самого объекта – Родины. В этой связи мы можем встретить достаточно примеров того, как известных педагоги, например, Ж. Ж. Руссо [16, с. 125], настаивают на том, чтобы патриотическое воспитание начиналось с раннего детства для обеспечения сформированности образа жизни ко времени, когда молодой человек должен будет принять активное участие в реализации своего творческого потенциала и совершенствования жизни своей семьи и своего народа. Необходимо помнить, что образ подвержен изменениям и даже дискредитации. У человека воспринимающего образ формируется и актуализируется как то или иное представление о самом объекте, его ценностной значимости. Понимание своей Родины как ценности возможно только в том случае, если в её образах будет нечто дорогое, личностно- значимое. На этот аспект указывает ещё В. В. Розанов, сетующий на то, что образ России в учебниках истории формируется как нечто тёмное, глупое, далекое от цивилизации [13, с. 499]. Мыслитель приходит к обоснованному выводу, что отсутствием привлекательного образа своей Родины, породила активность по «ниспровержению русского строя» [13, с. 497]. О. В. Рябов обращает внимание на то, что космополитические настроения, отказ от признания Родины святыней формируются у наших современников через дискредитацию классических образов Родины, с которыми связана её оценка как святыни. Так, исследователь указывает на использование сюжета плаката военных лет «Родина-мать зовёт» в рекламе стирального порошка [17, с. 47] и прочих карикатурных сюжетах, тем самым проводя попытку десакрализации Родины. Отсутствие уважения к визуальным и вербальным образам Родины порождает отрицания её саму как ценность, поворот человек к приоритету индивидуалистических бытовых задач. Исторический опыт показывает, что это приводит к потере творческого потенциала и тупику развития. В этой связи, особенно в настоящее время, ускоренной глобализации, требуется формирования и актуализация положительных образов Родины, позволяющих человеку понять её содержание, также необходима актуализация тех из них, что подверглись дискредитации. В силу своих онтологических качеств образы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=