Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 111 услышать или ощутить. Русские философы называют художников, поэтов, писателей творцами образов Родины, подчёркивая их вклад в обретение каждым человеком Родины. Так, И. А. Ильин отмечает, что поиск и обретение Родины может проходить в ходе соприкосновения с творчеством гениев своего народа, тех, кто смог раскрыть содержание Родины. Прежде всего, он указывает на А. С. Пушкина, творчество которого называет «солнечным средоточием… истории», в котором личность способна и призвана найти свою Родину [2, с. 70]. И. С. Шмелёв добавляет к этому, что творчество А. С. Пушкина «скрепляет воедино, воскрешает померкнувшее чувство Родины» [2, с. 70]. Для С. Н. Булгакова в стихах поэта показана «русская душа, русская природа, русская история, русское творчество, сама наша русская стихия. Для Г. П. Федотова образ Родины становится яснее и понятнее при соприкосновении с творчеством А. А. Блока [Цит по: 22, с. 61-62]. В более поздний период также можно отметить созидательное творчество, которое помогало человеку подняться над бытовыми проблемами и прочувствовать содержание Родины, вспомним о песнях времён Великой Отечественной войны, которые лучше любых обращений и призывов, создавали желание бороться с врагом и победить. Для многих людей смысл слова Родина становился более близким и понятным, после знакомства с музыкой, живописью, архитектурой, результатами трудовой деятельности и окружающей природой. На значимость образов Родины указывает уже известная строка из песни про картинку в букваре, ведь букварь – это сама первая книга, с которой начинается познание мира маленьким человеком. В этой очень важной книге помещена картинка, которая расскажет человеку о Родине, её важности, её роли в его жизни. Данный вывод поддерживают участники Международной конференции «Образ Родины: содержание, формирование, актуализация»: Н. В. Багичева, С. Г. Воркачев, В. К. Захаров, Е. В. Плисов и А. А. Михеев, А. К. Папцова, В. Л. Прохоров, Е. Ю. Рудкевич, А. Е. Фёдоров и другие [12]. В докладах, обсуждениях звучат тезисы о том, что образ Родины – первичный элемент знакомства с ней, соприкосновение с ним даёт возможность получить целостное представление о Родине, сформировать личностное отношение к ней. Указывается, что образ Родины является средством патриотического воспитания и образования, призванным в первую очередь сформировать личность духовно-нравственно. Источниками образов Родины могут стать многие объекты, в чём можно убедиться, проанализировав данные прикладных исследований. Исследователи указывают на то, что в их основе лежат древние архетипы Матери, Матери- Сырой-Земли [10, с. 127], к которым затем добавляются иные образы. О. В. Рябов указывает на то, что с материнским образом связывают Родину русские мыслители прошлого: Ф. А. Степун, Г. П. Федотов, И. А. Ильин, П. Н. Савицкий, П. А. Флоренский [17, с. 47]. О присутствии материнского образа у иных народов свидетельствует Г. Д. Гачев [4, с. 217]. Для В. С. Соловьёва образ родины – это любимая женщина, воплощающая «земное всеединство», и родная земля, признанная стать посредницей в осуществлении всеединства в человеческом обществе [19, с. 504-505]. Б. К. Зайцев видит образ Родины в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=