Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 107 Т. А. Чикаева Московский художественно-промышленный институт ФЕНОМЕН РОДИНЫ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛАХ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 19-20 ВЕКОВ) Цель – раскрытие философских аспектов феномена Родины и их обоснование как средства познания ее содержания. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о том, что только через обращение к образам, соответствущим уровню развития культуры, возможна адеватная дефиниция категории «Родина», пресекающая субъективизм, формализм и упрощение её содержания, репрезентирующая её функции. Родина – одно из фундаментальных мировоззренческих понятий. Но при знакомстве с ним человек обнаруживает, что дефиниция Родины как государства, гражданином которого кто-либо состоит, противоречит оценке Родины как святыни, высшей ценности. Концепция признания Родины воображаемым объектом, применяемым для удовлетворения политических амбиций, подвергается критике. Основная проблема возникновения противоречия между содержательным и ценностным пониманием Родины состоит в проблеме адекватной дефиниции. На основе рассмотрения взглядов мыслителей прошлого и анализа проблемы можно сделать вывод о духовной онтологии Родины. Родина как духовная субстанция обретается человеком в духовно-нравственном акте, через восприятие её образов. Источники этих образов разнообразны, каждый из них отражает как объективные качества Родины, так и характеристики познающего субъекта. Привлекательность образов Родины актуализирует у человека ценностное отношение к ней.Современная история знает примеры попыток формирования негативного образа Родины через дискредитацию её образов. Требуется особое внимание к созданию образов Родины, их актуализации в сознании человека, обеспечению понимания транслируемых ими смыслов, идей и ценностей. Научно- философские концепции Родины, поэтому, было бы целесообразно подкреплять её образами, как естественными, природными, так и создаваемые человеком-творцом. Важно, чтобы эти образы соответствовали уровню развития культуры и были актуализированы для восприятия человеком в конкретной социокультурной ситуации. Ключевые слова: Родина, образ, образ Родины, феномен Родины, духовная субстанция, средство познания, ценность культуры, дискредитация образа, актуализация образов Родины T. A. Chikaeva Moscow Art-Industrial Institute THE PHENOMENON OF THE MOTHERLAND AS A CULTURAL VALUE (BASED ON THE MATERIALS OF RUSSIAN PHILOSOPHY OF THE 19TH AND 20TH CENTURIES) The purpose of the article is to reveal the philosophical aspects of the phenomenon of the Motherland and their justification as a means of understanding its content The scientific novelty consists in substantiating the thesis that only through an appeal to images corresponding to the level of cultural development, an adevate definition of the category «Motherland" is possible, suppressing subjectivism, formalism and simplification of its content, representing its functions. Motherland is one of the fundamental worldview concepts. But when getting acquainted with it, a person discovers that the definition of the Motherland as a state, of which someone is a citizen, contradicts the assessment of the Motherland as a shrine, the highest value. The concept of recognizing the Motherland as an imaginary object used to satisfy political ambitions is criticized. The main problem of the contradiction between the content and value understanding of the

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=