Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 103 «Широкий либерализм» стал основой для формирования идеи развития всего западного мира, в первую очередь США. США сформировались как общество иммигрантов. Но, если на первых порах иммигранты были представлены, в основном, выходцами из Англии, в том числе первыми переселенцами, прибывшими на легендарном судне «Мейфлауэр», которые были протестантами, то вначале колонии Нового Света формировались как типичное мононациональное государство с единой ведущей религией – протестантизмом. Почти два века с XVII-XIX население США росло за счет прибывающих из северных земель с преобладающей протестантской религией – Германии, Ирландии, Нидерландов, Швеции и Дании. Но во второй половине XIX века в Соединенные Штаты стали прибывать выходцы с Юга и Востока Европы – Италии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польши. В США потянулись и эмигранты из России и Украины. Значительное число эмигрантов составили жители Юго-Восточной Азии и Китая. Этот поток настолько усилился, что американское правительство вынуждено было выделить квоты на въезд в США. Уже тогда граждане США первой волны, а это были в основном представители англосаксонского мира, стали проявлять беспокойство, не повлияет ли большое количество приезжих на традиционные ценности американцев [3, c. 46]. Постепенно начали формироваться районы с компактным проживанием выходцев из отдельных стран – «маленьких» Италий, «Чайна – таунов», а позднее и русско-еврейских – «Брайтон-бич». Надо сказать, что американские власти довольно оперативно реагировали на попытки этнической самостоятельности жителей этих районов. Так, если в испаноговорящих штатах бюллетени для голосования печатались на испанском языке, то при первых признаках вытеснения английского языка испанским все правительственные документы стали печататься исключительно на английском языке. Если в первые годы после провозглашения Соединенных Штатов действовали центростремительные силы, то есть из жителей отдельных штатов необходимо было сформировать единый американский народ, то по мере развития в Америке начали действовать силы центробежные. США превратились из «плавильного тигля» в «блюдо с салатом», где каждый этнос существовал отдельно. В этом «блюде» представители каждого этноса ощущали свои национальные корни, свою собственную национальную «самость», не растворяясь в американской социальной общности. В этом явлении опять же трудно усмотреть нечто негативное. Но беда заключается в том, что «частное» начинает превалировать над «общим». Все меньшее число граждан США начинает чувствовать себя американцами, а все большее ощущает себя китайцами, испанцами, пуэрториканцами, филиппинцами, выходцами из Латинской Америки или Юго-Восточной Азии и Черной Африки. Нетрудно заметить, что именно «цветные» этносы стали заявлять о своем национальном и культурном достоинстве и обособляться от «белого» населения. Эта проблема обозначилась в США еще в первые десятилетия XX века, а приобрела особую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=