Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 10 мышления, выработанных Аристотелем, а также на риторической составляющей как искусстве убедительной речи. Если логика стремится помочь осмыслить мир при помощи понятий, суждений и умозаключений, то риторика – это словесное искусство, облекающее мысли ы убедительные и выразительные слова. Если логика – это рациональное ядро искусство убеждения, которое опирается на доказательствах и силе аргументации, то риторика – искусство речи и живого слова, обучая навыкам делать речь убедительной. Если логика и диалектика в Древней Греции были искусством рационального спора, построения диалога, беседы, дискуссии, то риторика, затрагивая чувства и эмоционально-волевые начала, коммуникативно направлена. Некорректные приёмы аргументации разнообразны, но по своей сути – это попытка выдать непроверенные факты за истинные с целью дезорганизовать и сбить с толку собеседника. Одним из таких приёмов являются софизмы как преднамеренные и замаскированные нарушениями логических требований. Можно утверждать, что в Древней Греции начинает формироваться и различие представленной между дискуссией и полемикой, в основе которых лежит нравственное начало. И в дискуссии, и в полемике есть нечто общее – собеседники, которые в поисках доводов и аргументов придерживаются противоположных позиций. Но если в дискуссии собеседники слушают друг друга, пытаясь совместно найти истину, то в полемике она направлена на победу, причём любой ценой. И дискуссия, и полемика зародились от одного корня (искусство ведения спора). Но дискуссия была направлена к поиску истины, а полемика – к победе любой ценой в процессе состязания. Если диалектика помогала вести эффективный диалог для достижения истины, то софистика, скомпрометировав саму идею искусства спора, прибегали к нечестным приёмам и логическим уловкам в стремлении запутать собеседника, манипулируя его сознанием. Если искусство спора принято называть «эвристикой» (от греч. – «спор»), то полемика (от греч. – «военное искусство» и «вражеский») – это форма спора, задачей которого является утверждение собственной позиции, переспорить оппонента. На этом основании можно утверждать, что основы критического мышления заложены в античной философии, да и само философствование в своей основе и является критическим мышлением. Ярким представителем учения Аристотеля в средневековье стал Ансельм Кентерберийский. Будучи теологом, он искал аргументы для обоснования бытия бога, но в своих трактатах он вероисповедные истины доказывал без опоры на авторитет Священного Писания, а на рассудок человека. Он один из первых попытался критическое мышление применить в качестве способа проверки истинности знания. Формирование идей критического мышления в эпоху Возрождения продолжил Н. Кузанский в своём диалоге «Об уме», где он анализирует

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=