Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 93 stopped on consideration of the general concepts in order to further pass to particular cases of stylistic borrowings and mutual citation. Keywords: Architecture of the USSR, architecture of Italy, urban environment studies. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-2-92-105 Введение. Идея обновления архитектуры и ее «адаптации» к новой эпохе – эпохе «революций» [Комм.1] – одновременно возникла в 1920-е–1930-е годы у архитекторов разных стран. И власть, и архитекторы видели здесь возможность реализации своих целей и задач: власть – утверждения новых идеологий через визуализацию новой стилистики, архитекторы – исполнения самых грандиозных утопических замыслов. Но, как мы теперь знаем, эти процессы «создания столь похожих по стилю, масштабу, назначению и «духу» сооружений, ставший неотъемлемой частью разных культур, который имел место в тоталитарных государствах» [12, с. 6] лишь отчасти носили стихийный характер. Они несут на себе «отпечаток одной большой системы развития при незначительных отличиях в национальных архитектурных школах данного периода» [12, с. 6]. В Италии этот период совпадает с политикой фашизма и ассоциируется с движением рационалистов (в основном, на Севере страны), которое находилось в дискурсивной и тесной связи с неоклассическим языком архитектуры (воцарившемся к югу от Флоренции). В этом двадцатилетии идет непрерывный стилистический поиск, направленный на создание особой «революционной» эстетики и создание нового «фашистского» города. Эти выражения, часто употреблявшиеся в публицистике 1930-х гг., обозначают последовательные сдвиги в коллективном восприятии, наблюдавшиеся у общества в его отношении к прошлому – в данном случае к той части прошлого, которое было маркировано событием революции. Архитектура воспринимается властью и ее акторами как особое высказывание и, естественно, его язык должен был соответствовать восприятию пост- революционного зрителя. Стиль новой советской архитектуры формировался на нескольких основаниях: некоторые мастера занимались новаторством уже в последние предреволюционные годы в духе европейского рационализма, другие сформировались в послереволюционных школах, где провозглашался отказ от традиции, а третьи, напротив, прошли период обучения классическому искусству и некоторые даже непосредственно в Италии. В работах советских архитекторов нашли отражение не только глубокое изучение опыта античной архитектуры и архитектуры итальянского Возрождения, объявленные в СССР основами профессионального метода, но и знакомство с элементами «романтизма разнообразия» Марчелло Пьячентини и с объемно- пространственными композициями архитекторов-рационалистов северной Италии. Одним из этапов этого знакомства были поездки советских делегаций на международные архитектурные и градостроительные конгрессы. О

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=