Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 88 задачей становится возможность понимания эмоционального состояния собеседника в процессе кросс-культурной коммуникации» [9, с. 117]. В момент эмпатии коммуницирующие не обязаны полностью соглашаться с чужой культурой или идентифицироваться с ней. Сдерживающим фактором выступают границам эмпатического переживания, за счёт которых, эмпат в процессе общения не утрачивает индивидуальные культурные установки и ориентиры. Как отмечает Ю. В. Лебедева в своих работах, для кросс-культурной коммуникации важность эмпатии продиктована двумя причинами: 1) «благодаря эмпатии у человека вырабатывается толерантное отношение к существованию иной картины мира, благодаря чему происходит вливание в неё, в том числе и на эмоциональном уровне, тем самым у индивида появляется возможность взглянуть на чуждую для него реальность, как на источник нового опыта и знаний; 2) эмпатия позволяет понимать собеседника без слов, что достаточно ценно, если между коммуницирующими существует языковой барьер» [4, с. 170]. Бесспорно, существуют ценности, которые являются универсальными для всего социума – это «некий кодекс золотых морально-нравственных правил, вопрос о существовании которых, является едва ли не самым популярным» [7, с. 4-10]. В этой системе ценностей за основу берут этнические, идеологические, религиозные и другие предпочтения, которые превалируют в каждой этнической группе. Эти ценности предаются из поколения в поколение путём сказок, песен, социум, то есть семью, школу, окружение. Становится ясно, что система ценностей становится доминирующим фактором во взаимоотношениях между индивидами, независимо от сферы их жизни. В зависимости от культуры иерархия и приоритетность ценностей будут различны. Говоря словами отечественных учёных Е. В. Мочалова и В. П. Фурмановой: «в научной интерпретации общепризнано, что во всех мировых культурах присутствуют одни и те же культурные универсалии, которые представляют собой набор общечеловеческих базовых ценностей и нравственно этических норм; но любой этнос вносит в них обусловленные общественным строем их стран, спецификой исторического развития, национальными традициями и обычаями свои этические поправки и дополнения» [5, с. 37]. Определение аксиологических приоритетов различных культур не может быть возможно без осуществления исследований. Первопроходцами в этом направлении можно считать антропологов Клакхона и Стродтбека (1961 г.), «которые предложили теорию ценностных ориентаций, то есть способ измерения ценностных предпочтений того или иного общества» [10, p. 24]. Для того, чтобы выяснить ценностные предпочтения в разных обществах, представителям различных культур задали вопросы, связанные со следующими понятиями: 1) временем (прошлое, настоящее, будущее); 2) деятельностью (делать, становиться, являться); 3) отношениями (индивидуалистические, партнерские, родовые); 4) связью человек-природа (доминирование человека, гармония, доминирование природы); 5) природы человека (хорошая,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=