Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 87 строятся на знаниях, в основе которых лежат ценностные приоритеты и аксиологические особенности взаимодействующей культуры. «Без знания аксиоматики «другого» невозможно понимание его поведения, целей, устремлений и желаний» [3, с. 29]. Аксиологическая компетентность и эмпатия Межкультурная коммуникация с представителем иной модели культурного поведения, будет полностью провальна, если за отправную точку взять только изучение рефлекторного поведения собеседника. Ведь считывание поведения, это всего лишь первый шаг в процессе освоения особенностей коммуникации с представителями других культур. Вторым шагом становится изучение аксиологических ориентиров, позволяющих наиболее достоверно интерпретировать вербальное и невербальное поведение собеседника. Абсолютно неоспорима связь между аксиологической компетентностью и эмпатией по отношению к иной культуре, где эмпатия – «это сопереживание и постижение эмоционального состояния другого человека, являющееся временным отождествлением с объектом для более лучшего его понимания» [7]. Человек, который обладает эмпатией, «способен представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки» [8]. Необходимо также отметить, что наличие у индивида эмпатических навыков является необходимым условием для межкультурной коммуникации не зависимо от сферы, в которой она осуществляется. Эмпатия делится на два вида, это эмоциональная и когнитивная, где эмоциональная эмпатия направленна на усиление уже существующего состояния, а когнитивная направлена на усиление понимания оппонента, после чего происходит преобразование собственного мировоззрения. Значит погружение в аксиологические тонкости иной культуры, благоприятствует развитию когнитивной эмпатии, позволяя наиболее глубоко проникнуться чувствами оппонента, то есть посмотреть на мир его глазами. Так же стоит отметить, что эмпатия служит тормозящим фактором, если при коммуникации используются методы манипуляции, ведь она делает человека более чувствительным, а, следовательно, более сопереживающим своему оппоненту. Становится абсолютно ясно, что в межкультурной коммуникации ресурс эмпатии обретает свойства навыка, который необходимо развивать. Ибо известно, что «одним из важнейших механизмов, способствующих эффективной кросс-культурной коммуникации, является эмпатия» [4, с. 169]. Эмпатия даёт возможность не только постижения чувств другого человека, как собственных, но и способствует рефлексии на эти чувства соотнося их с личными переживаниями. Благоприятность исхода коммуникации во многом зависит от глубины чувств, которыми прониклись оппоненты по отношению друг к другу, и здесь не возникает вопрос о разделении ценностей и верований иной культуры, достаточно просто понять и прочувствовать их. Для плодотворного формирования эмпатии не требуется, чтобы между взаимодействующими культурами были идентичные черты. «Основной ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=