Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 63 «Вызовы» и «Ответы» неизбежно трансформируют цивилизацию, меняя ценностные ориентиры и мировоззренческие концепции. 2019 год положил начало еще одному «Вызову» мировому сообществу: «11 марта, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адхан Гебреуйесус, заявил о том, что ситуация с распространением болезни, вызванной коронавирусом (COVID 19), может быть расценена как пандемия» [2]. В условиях кардинальных изменений для человечества 21 века встает задача по-новому осмыслить культурно-историческое наследие, сохранить общечеловеческие ценности, избежать падения в пропасть морального рессентимента, синтезировать традиции и инновации в условиях тотальной цифровизации; сохранить философско-культурологический принцип восточной культуры «исин денсин» (в пер. с яп. «от сердца к сердцу») [15; 16] в системе культуронаследования и механизмов передачи знаний в условиях современного виртуального пространства. Ядром системы восточного культуронаследования являются отношения учителя и ученика, определяющая фигура иэмото мастера-учителя. «Родитель тот, кто произвел меня на свет, учитель тот, кто делает меня человеком», – гласит древнее японское изречение. Родители дают начало физическому существованию человека, предназначение учителя, являющегося как бы духовным отцом и матерью одновременно, – открыть для человека путь к духовно-нравственной жизни, к своеобразно понимаемому бессмертию. Философско-культурологический принцип «исин денсин» можно уяснить в системе взаимосвязей культуры и традиции как целого и частного, взаимоотношений школы, учителя и учеников. Подчеркивается исключительно индивидуальная, тайная форма обучения, которая именовалась в восточной традиции миккё – «тайное» или «эзотерическое» учение. На Востоке сложилась строгая иерархическая система передачи мастерства, во главе которой стоял иэмото, называемая сэйдо [15; 16]. Осознание существования в условиях COVID 19 кардинально изменили мировоззрение и образ жизни человека, переформатировав непосредственно личностное общение – «от сердца к сердцу» в виртуальный мир (социальные сети, платформы: Zoom, Google Meet и др.). Вопросом механистичности и роли цифры в контексте культурного пространства занимались: Л. Мамфорд «Техника и цивилизация» [8], Г. Маклюэн «Война и мир в глобальной деревне» [7]. В трудах рассматривались проблемы использования в культурно-историческом процессе технических средств для получения, переработки, хранения и передачи информации; анализировался новый тип цивилизации - механической. Исследованию применения цифровых технологий в тренировочном процессе формата дистанционного обучения посвящены труды: Б. Р. Вафоев, А. Ю. Частоедова, М. Ш. Яхшиева («Использование мультимедийных средств в спортивной тренировке» [1], Д. А. Жихарев («Инновационные технологии в профессиональном спорт») [4], Я. Г. Каримова, И. Ю. Шрейнер («Необходимость внедрения инновационных цифровых технологий в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=