Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 6 DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-2-5-16 Современный трансгуманизм как культурный феномен представляет собой новую реальность , возникающую как ответ на вызовы культуры , которые определяются развитием цифровизации, компьютеризации, ИТ- технологиями, расширяющими информационное пространство, а также когнитивные и культурно-коммуникативные возможности человека. В этом смысле трансгуманизм идеологически очерчивает контуры культурной нормы как синтеза знания и информации , способа перехода информационной насыщенности к его когнитивной составляющей. Трансгуманизм возникает как общественное движение интеллектуалов. Данное движение – реакция интеллектуального сообщества на те проблемы, которые определялись вызовами культуры, ответы на них – судьбоносны для человечества. Поэтому вопросы модификации человеческого сознания, а значит и человека в целом в результате технологического и генетического научного развития, определили философию трансгуманистического мировоззрения как метафизического способа , объясняющего «преодоление природных ограничений, присущих человеку как смертному существу», что обусловлено завершением «этапа эволюции разума в форме человека как биологического вида», возникновения нового этапа «ускоренной эволюции разума в виде информационно-кибернетических систем, быстро сменяющих друг друга на основе непрерывно растущих вычислительных и производительных мощностей» [1, c. 91]. Таким образом, трансгуманизм как феномен культуры, включает в себя определенные мировоззренческие принципы , определяющие цели и задачи будущего культурного ареала человечества. Трансгуманизм как феномен, образующий на основе ИТ-технологий новую реальность, представляет собой цифровое пространство , имеющее соответствующие регулятивные нормы и принципы – этос, или цифровая этика , которые заточены на идее бессмертия (хронотоп вечности ) человечества. Трансгуманизм как норма культуры , с точки зрения идеологов данного направления, с одной стороны, претендует на вытеснение принципов классического гуманистического содержания , определяющих традиционные этические параметры культуры [См.: 1, 2, 3], с другой – является продолжением, развитием классического гуманизма , о чем утверждается в программных положениях РТД (Российского Трансгуманистического Движения), а именно, что «Трансгуманистическое мировоззрение, родившееся как реакция на новейшие технологические тенденции развития цивилизации, является в данный момент наиболее прогрессивным, особенно если учесть, что трансгуманизм позиционирует себя именно как естественное продолжение и расширение традиционного гуманизма» [4]. По мнению О. Долгицкого, «тренд веры в технологии будет постепенно сменятся именно гуманизмом, т.к. он предполагает развитие мотивационно-потребностной сферы человека, находящейся сегодня в состоянии плохо развитом у многих жителей нашей страны» [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=