Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 58 преподавателя – это «поле труда», где общение происходит в деловом стиле, чуждым для студенческой молодежи;  проблемы, связанные со способом восприятия цифрового пространства: для успешных занятий в online формате от студентов требуется самоорганизация и самомотивация, в ином случае виртуальная реальность, призывающая расширять информационные потоки и работать с различными образовательными ресурсами, не даст плодотворных результатов [11];  проблемы, связанные с учебным процессом в формате online: разрушение «сакральности» постижения знания; утрата совместного поиска истины; отсутствие возможности культивировать ценности и нормы профессиональной этики; размытие границ между рабочим и личным пространством; моральные обязательства в исполнении профессионального долга; падение культуры общения и поведения; нечестное поведение студентов на занятии/экзамене («лжетворчество»);  проблемы, связанные с выходом университетов в цифровое пространство: снижение качества образования за счет совмещения преподавателем работы со студентами и «цифрового тьютора»; цифровое образование, ориентированное, прежде всего на online-курсы, способно привести к «утрате возможности соединения преподавания и исследовательской практики» [2]; ограничение академической свободы; совершенствование профессионально-этического регулирования университетской среды; сокращение профессорско-преподавательского состава;  проблемы, связанные с жизнью человека: допустимое вторжение «цифры» в личное пространство человека, его образование и профессиональную подготовку; «инструментализация жизни человека; интеллектуальный коллапс; девальвация ныне существующих морали и этики» [4]; В тоже время цифровое образование содержит позитивный потенциал для формирования гармоничной личности и становления новых моральных норм, который раскрывается в следующих аспектах:  практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам, учебным контентам, online-курсам и обратная связь с преподавателем позволяет реализовать концепцию непрерывного образования;  интерактивность способствует вовлечению студентов в процесс обучения и стимулирует их интерес к освоению нового материала, способствует развитию критического мышления;  работа с цифровыми технологиями в процессе обучения способствует овладению медиаграмотности, а так же появлению новых норм коммуникаций и правил общения в виртуальном пространстве;  развивается новая культура письма, необходимая для работы с электронными письмами, чатами, социальными сетями и т.д.;  повышение ценности личного общения между преподавателем и студентами;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=