Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 57  содержат потенциал (доступность, мобильность, гибкость, интерактивность) для привлечения большого числа обучающихся;  формируют сообщество преподавателей разных университетов, реализующих курсы. С другой стороны, использование online-курсов в высшем образовании, приводит к возникновению этических проблем:  трансформация педагогического труда – разработка и организация курсов, синхронный и асинхронный формат работы, создают дополнительную нагрузку на преподавателя, что может негативно отразиться на качестве образования;  единство преподавания и исследования – цифровизация может как содействовать данному процессу (использование в учебном процессе цифровых технологий, в том числе и MOOC, позволит студентам получить образование, «интегрированное с наукой», а преподавателю высвободить время для исследований), так и препятствовать. «Смысл университета в том, что студент присутствует в процессе оспаривания старого и утверждения нового знания» [10], однако, online-обучение закрывает такую возможность;  ограничение академической свободы – обладая свободой выбора, как в исследовательском, так и преподавательском направлении, преподаватель высшей школы дает возможность студентам освоить не только знания, но и развить способность к критическому мышлению, рефлексии. Цифровизация образования, отмечает Прокофьев, «может способствовать превращению академической свободы в свободу для немногих – тех, кто формируют контуры послания, содержащегося в том или ином учебном курсе» [10, с. 25];  сокращение преподавательского состава за счет тотального перехода на MOOC или ограничения права выбора форм и методов работы в online (например, использование определенной online-платформы, online-курса, запись занятий и т.д.). По мнению А. В. Прокофьева, необходима оценка академическим сообществом происходящей трансформации с целью определения того, «что в процессе цифровизации высшего образования действительно содействует повышению его качества, а что всего лишь инструмент… оптимизации университета» [10, с. 10]. Кроме того, необходимо совершенствование профессионально- этического регулирования университетской среды, путем разработок/дополнения этических кодексов, правил поведения в виртуальном образовательном пространстве, уточнения регламента этических комиссий. Таким образом, анализ опыта образовательной деятельности университетов в условиях дистанционного обучения, позволил конкретизировать этические проблемы цифрового образования в следующих направлениях:  проблемы, связанные с характером цифрового пространства: для молодого поколения виртуальная среда – «поле развлечений», в котором им трудно сосредоточиться и настроиться на продуктивную работу, тогда как для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=