Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 56  проблема согласования моральных обязательств в исполнении профессии (дифференциация преподавателей с точки зрения их заинтересованности в работе: исходя из моральных обязательств перед исполнением своего профессионального долга, одни преподаватели применяли средства и методы конструктивной работы со студентами, другие – читали несколько часов подряд лекцию с монитора компьютера);  проблема моральной ответственности (за успешную реализацию учебного процесса со стороны преподавателя, за качество усвоения знания со стороны студента);  проблема мотивации (обеспечить качество образования в online- формате гораздо сложнее, чем в традиционном, поскольку отсутствие самомотивации у студентов приводит к поверхностному изучению учебного материла, неспособности в полной мере использовать ресурсы образовательных online -платформ);  проблема контроля (не всегда можно достоверно определить уровень знаний студентов, которые могут воспользоваться возможностями поисковых систем интернета для получения верного ответа);  проблема этикетного характера, которая обнаруживает себя: во время занятий (например, неподобающее поведение студентов во время занятий с использованием технологии «Видеоконференцсвязь»); в работе преподавателя в целом (исчезает граница между рабочим и личным временем); в отсутствии компьютерной техники, как у студентов, так и преподавателей, необходимой для осуществления качественной online-коммуникации [2]. Отметим, что обесценивание и утрата моральных норм – одна из проблем этики цифрового образования, на которой акцентируют внимание исследователи. Когда существующие в университете нормы и правила коммуникации исчезают посредством цифровизации, когда «остается студент со своим правом, преподаватель со своей обязанностью» [2, с. 131] то, несомненно, происходят изменения в отношениях между людьми. Ю. Н. Москвич и Е. Н. Викторук, указывают на то, что в связи с цифровизацией в университете происходит утрата таких моральных норм как: общепринятые нормы общения; эмпатия между участниками образовательного процесса; представления о приватности; субординация (дистанция взаимодействия преподавателя и студента); ценность труда и уважение к чужому труду; ценность личного участия, вклада в образовательный процесс; ответственность, честность, обязательность к исполнению своего долга, как студентов, так и преподавателей [7]. А. В. Прокофьев, исследуя угрозы и возможности цифровизации университета, указывает на то, что цифровизация образования предполагает использование массовых открытых online-курсов (MOOC). С одной стороны, MOOC обладают неоспоримыми преимуществами:  способствуют конкурентоспособности ВУЗа в условиях перехода к цифровой экономике;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=