Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 55 Вторая система ценностей – формализационная, сокращающая пространство традиций этики образования; не ориентированная на смыслообразующие, традиционные ценности университетской этики, а подменяющая их статистическими данными («исследовательская деятельность – имитация, а педагогическая – погоня за часами нагрузки» [11, с. 66]). В период перехода на дистанционное обучение, ценностные системы «находились в состоянии напряжения», а опыт online образования позволил выявить «сильные стороны одной и абсурдность другой». Скворцов указывает на то обстоятельство, что формализованные университеты, свели учебный процесс на «удаленке» к полной имитации образовательной деятельности: преподаватели получили дополнительное свободное время для написания отчетов, студенты – возможность не посещать занятия, делая вид, что находятся в виртуальной аудитории. Однако, те университеты, в которых «сохранился дух традиционной системы ценностей, педагоги сразу поняли, что дистант, несмотря на трудности, дает новые возможности для содержательной работы в плане развития и собственных интересов, и способностей учеников» [11, с. 67]. В данном случае, принципиально новый подход к образовательному процессу предполагает:  в методическом плане: на первый план выдвигается интерес к дисциплине, достигаемый благодаря различным формам и методам проведения занятий с использованием цифровых технологий, обладающих мощным образовательным потенциалом и способных усилить содержательный аспект преподавания;  в этическом плане: принятие новых ценностных установок (равенство двух сторон образовательного процесса в освоении цифровых возможностей обучения, взаимное доверие, желание учиться и развиваться, совместная работа в проектировании учебных занятий) [11]. По мнению Скворцова, цифровое образование не должно проиграть эффективности. Для этого необходимо, что бы ориентирами научно- образовательной деятельности были: ценности университетской этики, направленные не только на качество получения знаний, но и на всестороннее развитие личности студентов и преподавателей; новые ценностные установки, способствующие содержательной работе в виртуальном образовательном пространстве. М. В. Богданова и В. И. Бакшатановский так же указывают на то, что ценности университетской этики, «восходящие к предназначению данного института в обществе», «сохраняют для образовательной деятельности в онлайн значение базовых ориентиров» [2]. Вместе с тем исследователи выделяют ряд этических проблем, выявленных в ходе вынужденного дистанционного обучения:  формирование образовательного пространства и его нравственное содержание (определение границ пространства университета и личного пространства студента в виртуальной реальности);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=