Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 54 неотделимые друг от друга составляющие образовательного процесса - были в буквальном смысле сосредоточены в едином теле Учителя» [12]. Для классического, очного образования характерным является то, что преподаватель не только передает знание, но и может выйти за пределы учебного материала и выстроить дискурс так, чтобы студенты могли быть вовлечены в дискуссии и рассуждения, способны анализировать и высказывать свою точку зрения по различным проблемным вопросам. Преподаватель в данном случае производит знание и создает «контексты для его многократного рождения», имея при этом право по своему усмотрению распоряжаться временем, мыслями, намерениями, «а так же телом своих учеников» [12]. Использование цифровых технологий изменяет ситуацию: появляется иная модель учебного процесса без дискурса, рефлексии, сопереживания, соучастия в рождении истины. Проведение занятий в режиме online, где происходит формальное общение с «безликими» аватарами студентов (будь то лекция или семинар) – уничтожает телесный характер образовательной деятельности и разрушает «сакральность» постижения знания. Доверие и когнитивное соучастие заменяются дидактикой. Замена преподавателя цифрой утрачивает воспитательную компоненту в формировании и развитии личности будущего специалиста и закрывает возможность культивировать ценности и нормы профессиональной этики. Кроме того, цифровизация нарушает право на ошибку, которая необходима для «формирования истинного духа познания» [12, с. 61]. В виртуальном образовательном пространстве, высказывание какого- либо мнения или использование нового метода проведения занятий с применением цифровой технологии, может стать «публичным достоянием» (например, запись занятия на камеру смартфона и размещение в социальных сетях), что ведет к утрате желания рисковать и испытывать что-то новое в поиске истины. Согомонов уверен: цифровизация образования и использование искусственного интеллекта «обрушит традиционную университетскую культуру и сформирует новую ценностно-нормативную среду и постклассическую университетскую этику» [12, с. 48]. Иной подход в разрешении вопроса о влиянии цифровизации на университетскую этику предпринимает А. А. Скворцов. Он выделяет две системы ценностей, сложившиеся в настоящее время в академической среде. Первая – этика содержательной работы, ориентированная на интеллектуальное и нравственное развитие студентов и преподавателей; основанная на свободе выбора исследований, методики преподавания и т.д. Ценностную систему характеризует два основных компонента: превалирование духа исследования над выгодой и безграничное доверие к университету со стороны студентов, преподавателей и общества. Скворцов отмечает, что «такую ценностно- образовательную систему невозможно ускоренными темпами, без существенного ущерба, полностью перевести на анонимно-дистантное обучение… Трудно сказать, что в эпоху полной цифровизации может заменить профессиональную практику, когда ученик обретает мастерство, глядя на действия учителя» [11, с. 66].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=