Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 53 соответствии с требованиями к новым кадрам цифровой экономики» [3]. Однако, как справедливо замечает А. Ю. Согомонов: «… оцифрованное образование пока остается преимущественно в лоне традиционной модели…, хотя виртуально и опосредованной… Но пандемия на глазах меняет status quo» [12, с. 50]. Когда учебные заведения, в том числе и университеты, вынужденно перешли в дистанционный режим работы из-за пандемии, мир науки и образования стремительно погрузился в цифровое пространство. С одной стороны, это позволило продолжить работу ВУЗов в условиях самоизоляции и обозначило новые возможности развития образовательной деятельности с помощью цифровых технологий. С другой – обнаружилось множество этических проблем, что послужило «…громадным вызовом для всех университетов. И университетской этики в особенности» [12, с. 54]. В этой связи, на основании анализа опыта образовательной деятельности университетов в условиях дистанционного обучения предполагается:  определить роль и значение традиционных ценностей университетской этики в цифровом образовании;  конкретизировать этические проблемы цифрового образования;  определить перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании. Университетская этика как единство профессиональной и прикладной этики, представляет собой: систему взаимоотношений между участниками образовательной деятельности, которая выражается в кодексах и миссии университета; систему ценностей, «лежащих в основе программы обучения в целом и образовательной деятельности, которую ведет данное учебное заведение» [1]. Базисным основанием университетской этики являются ценности, ориентированные на «содержательную учебную, научную и культурно-просветительскую работу» [11, с. 65]. Такие традиционные ценности как: передача знания, поиск истины, интеллектуальное и нравственное развитие, служение в профессии, профессиональная ответственность, честность, добросовестность, академическая свобода, единство преподавания и исследования [2; 8; 10; 11; 12], отражают сложившиеся академические и корпоративные нормы университета, а так же определяют его смыслы и цели. К данному комплексу, как отмечает А. В. Прокофьев, «добавляется участие университета в достижении некоторых общесоциальных целей, таких как повысить уровень социального равенства и качества жизни всех членов общества, вне зависимости от их принадлежности к академическому миру» [10, с. 15], что, несомненно, усиливает значимость и престиж учебного заведения в социуме. Однако, процесс цифровизации образования сказывается не только на процессе обучения, в корне изменяя его содержание, но и нравственной культуре: «…опосредованное цифрой образовательное пространство преобразует университетские смыслы и ценности» [12, с. 55]. Так, рассуждая об этических аспектах текущей трансформации, А. Ю. Согомонов обращается к термину «университетский дидаскал» и рассматривает его как телесное явление: «дисциплина ума и дисциплина урока – как две

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=