Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 52 Keywords : digitalization, digital technologies, distance learning, concept of continuous education, transformation, the higher education, university, university ethics, traditional values, ethical problems DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-2-51-61 Инновационные технологии, используемые в высшем образовании, трансформируют не только учебный процесс, в корне изменяя его содержание, но и обуславливают появление новых этических проблем. С одной стороны, использование цифровых технологий повышает эффективность обучения; позволяет расширить возможности для реализации образовательных задач; способствует самоопределению студентов и преподавателей; дает «возможность не просто усваивать необходимые знания, но и развивать умения активно работать с информацией, воспринимать ее как динамический процесс» [5, с. 162] и т.д. С другой стороны, цифровизация образования приводит к трансформации внутренних и внешних отношений университета, что, безусловно, актуализирует проблему «поддержания сложившихся в российском образовании традиций в целом и имеющегося в конкретном университете опыта инновационной деятельности как ресурсов для его устойчивости и стратегии развития в современных обстоятельствах» [2, с. 145]. Современные исследователи сходятся во мнении о том, что процесс цифровизации образования начал развиваться достаточно давно, однако, пандемия коронавируса (Covid-19) стала своеобразным катализатором для стремительного перехода образовательной деятельности в виртуальную среду. Действительно, цифровые технологии, радикально изменившие окружающий мир, уже несколько лет активно применяются в учебном процессе. Обозначенная в законе «Об образовании» реализация образовательных программ с использованием дистанционных технологий и электронного обучения, изначально осуществлялась с помощью электронных сообщений (email), обучающих видео- и аудио-, online-систем обучения (Moodle) и т.д. С развитием цифровой экономики появились новые требования к подготовке специалистов: конкурентоспособных, компетентных, обладающих цифровой грамотностью, готовым к непрерывному образованию и ориентированным на самообразование. Решение данной задачи предполагается в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», цель которого заключается в «…повышении доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий online-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных online-платформ…» [6]. К современным цифровым технологиям, используемым в высшем образовании можно отнести: дистанционное обучение, online-курсы, online- тренажеры, симуляторы, игровые обучающие приложения и т.д., предполагающие не только интерактивный образовательный контент, но и использование искусственного интеллекта («имитация интеллектуальных функций человека» [9, с. 26]). Указанные технологии трансформируют классическую образовательную систему ВУЗа в модель «Цифрового университета», которая «позволит изменить форму и содержание образования в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=