Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 43 людей. Жизнь в приватном пространстве следует иным правилам, чем жизнь вне его, и она требует иного поведения по отношению к другим» [17, с. 255]. Теперь у человека возникает потребность в наличии «своей комнаты» в смысле, по В. Вулфу, защищенного, укрытого от чужих глаз приватного пространства, где никто не вправе беспокоить субъекта. Такое помещение представляется необходимым условием для личностного развития и творчества, а его отсутствие воспринимается как депривация, например, когда женщине среднего класса «нельзя было и помыслить о своей комнате, разве что повезло родиться в очень богатой или высокопоставленной семье» [4, с. 68], поскольку собственного дохода не хватало на отдельное жилье, где бы можно было укрыться от ссор с домашними. Под «своей комнатой» понимается нечто большее, чем просто помещение. Наличие приватного пространства, куда закрыт доступ государству и обществу, связывается в либеральной философии Нового времени с вопросами свободы и автономии личности, ее идентичности и достоинства. В европейской культуре можно проследить значительные изменения при переходе от традиционного общества к обществу Нового времени, когда поменялись не только архитектурные предпочтения, связанные с потребностью в наличии «комнаты для себя», но и более глобальные ценности. «Когда происходят такие изменения, которые столь всеобъемлющи, что меняются концепты приватного и публичного пространства и их социальные функции, то при этом затрагиваются связанные с ними категории (субъект, автономия, свобода и т.п.)» [12, с. 5]. Масштабные сдвиги в сознании социума, изменившие границы между публичным и приватным пространством, опирались на перемены, связанные с развитием таких философских категорий, как свобода, индивидуализм, неприкосновенность личности, человеческое достоинство, получившие свое распространение в европейском обществе Нового времени. Индивидуализм предполагает как право, так и обязанность принимать решения относительно своей судьбы и нести ответственность за последствия личного выбора. Существует связь между потребностью в приватном пространстве и уважением человеческой индивидуальности, прописанной в нормах и обычаях общества. Право на приватность предполагает защиту личности от нежелательного вмешательства со стороны общества и государства, неприкосновенность тела, территории, убеждений, мыслей, информации о себе. Признание индивидом и обществом права на неприкосновенное личное пространство основывается на западных либеральных ценностях, в которых приоритет отдается суверенности и автономности отдельной личности. Право на приватность представляет собой основание западной философии субъекта, необходимое условие для уважения его свободы и достоинства. Э. Блоустейн предполагает, что «сущностью нарушения приватности является не только намеренное причинение нравственного страдания, но в «унижении человеческого достоинства, покушении на человеческую личность» [13, с. 165]. Человек, в чей дом могут войти по воле других, испытывает унижение человеческого достоинства. Тот же, кто вторгается, совершает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=