Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 42 В прошедшие эпохи человек не мог выжить в одиночку. В средние века основу семейной и производственной общины составлял так называемый «весь» или «целый» дом, где наряду с близкими и дальними родственниками, постоянно проживали многочисленные слуги, подмастерья, батраки и т.п. Человек никогда не оставался в одиночестве и не испытывал потребности в уединении, которое воспринималось как несчастье, удел маргиналов и нищих. Соответственно, человек традиционного общества не испытывал ярко выраженной потребности в наличии своего собственного, укрытого от чужих глаз, жилища. Желание иметь свое собственное помещение развивается только в Новое время в связи с такими изменениями эпохи как урбанизация, индустриализация, разделение места работы и семьи. «Индивидуализм и потребность в наличии приватного пространства не заданы изначально в человеческой цивилизации, а являются результатом длительного процесса, по-разному протекающего в разных культурах и социальных слоях» [10, с. 377]. Вместе с ростом индивидуализма возникает потребность отгородится от окружающих в кругу малой семьи или в одиночестве. Новые потребности находят свое отражение в архитектуре. Теперь вместо больших общих помещений строят дома со множеством изолированных комнат, которые получают свою специализацию: кухня, столовая, гостиная, детская и т.п. Постепенно возникают сферы приватности и публичности как различающиеся в своей основе и пространственно разделенные сферы жизни. Изменения условий жизни и трудовой деятельности, массовое фабричное производство, требовавшее концентрации рабочих мест, привели к постепенно увеличивающемуся пространственному разделению на область производительного труда и область воспроизводства и отдыха. Введение строгого дихотомического порядка публичности и приватности было связано с ранее неизвестным отделением жилого дома и считающейся приватной нуклеарной буржуазной семьи от внедомашней публичности. Улица и городское публичное пространство перестали быть составной частью дома, а дом и семья перестали быть доступными для всех желающих. Происходит противопоставление сурового внешнего мира: места борьбы, конкуренции, добывания средств к существованию и его противоположности: мира любви и гармонии, семейного очага, предоставляющего возможность отдыха в кругу семьи. Материально-пространственное разделение публичного и приватного воспринимается как дуальный образец социального порядка, теперь считающегося естественным и данным от природы. Именно свой дом, квартира, комната представляют собой самое традиционное и классическое воплощение приватности, поскольку именно там локализуется приватная жизнь индивида. Концепт локальной приватности содержит такие атрибуты как защищенность, теплота и укромность, возможность уединения и закрытость от публичного пространства. В обществах Нового времени формируется новая организация жизни, «которая конститутивно связана именно с существованием приватных пространств, так как в защищенных пространствах можно жить иначе, чем на виду у других

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=