Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 34 Именно вторая особенность информационного тела и формирует главную этическую проблему, связанную с цифровым послесмертием: если информационное тело воспринимается как неотъемлемая часть личности, то, после смерти его владельца, распоряжение этой информацией должно быть регламентировано как в культурном, так и в этическом смысле. Поэтому особенное внимание должно быть уделено судьбе цифровых останков. Анализ иностранной литературы позволяет дать следующее определение цифровым останкам – это части информационного тела, неидентифицированные как единая цифровая личность, или цифровой двойник [8; 10; 12] ( курсив мой – Ю. Н .). Этические проблемы цифровых останков связаны как с экономической, так и с культурной сферами. В этой связи важен ответ на вопрос – в какой момент цифровую информацию единой цифровой личности можно идентифицировать как цифровые останки? Можно ли назвать цифровыми останками информационное тело только на основании того, что его владелец, составлявший цифровую личность, физически умер, и эта информация больше не может измениться или дополниться, т.е. становится фактически мертвой? Если нет, то нужно ли каким-то образом регламентировать статус посмертной цифровой личности? Последний вопрос конкретизирует большое количество проблем не только этического, но и онтологического порядка, что может перевернуть отношение к смерти в целом. В этом смысле, введение термина «цифровые останки» важно с этической и правовой точек зрения – как признание, что в цифровой реальности тоже есть граница, разделяющая жизнь и смерть (тем не менее, важно отметить, что пока, по крайней мере, в России, нет четкой правовой базы, определяющей категории цифрового послесмертия). На данный момент, при теперешнем уровне развития цифровых технологий, наиболее актуальны этико-экономические проблемы цифрового послесмертия, которые определяются бизнесом, связанным с использованием цифровых останков. В настоящий момент в виртуальном пространстве сформировалась целая индустрия загробной жизни (которая определяется как область деятельности, коммерциализирующая цифровые останки пользователя Интернета [8]), что создает следующие этически неоднозначные ситуации: - искажение цифровой информации о личности после ее смерти для достижения экономических выгод; - использование цифровых останков в собственных целях, без разрешения близких и их уведомления. Данные ситуации не регулируются правовым способом, поскольку, как было сказано выше, нормы, регулирующие использование цифровых останков, еще не сформированы. Таким образом, правовой статус цифрового наследия умерших не определен, что переводит проблему в плоскость цифровой этики, т.е. правила использования цифрового наследия после смерти пользователя должны быть оговорены с этической точки зрения, согласно критериям цифровой этики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=