Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 33 - в чем заключаются основные этические проблемы «цифрового послесмертия»? - с какими этическими проблемами «цифрового послесмертия» еще предстоит столкнуться? - что должно стоять в основании этических оценок этих вопросов, чем руководствоваться при выборе этических критериев разрешения данных проблем? Термин «цифровое послесмертие» связан с понятием «цифровой загробной жизни» (К. Оман и Л. Флориди; Н. Райт), заключающегося в «новой, цифровой форме присутствия в загробной жизни» [8] ( перевод здесь и далее и курсив мой – Ю. Н.) . Парадокс такого присутствия состоит в том, что, по сути, цифровая загробная жизнь может быть обозначена как цифровое бессмертие, однако между двумя этими понятиями как раз и стоит ключевой вопрос этического характера, касающийся отношения к цифровым останкам – т.е. к тому, что остается в цифровом пространстве после смерти человека, поскольку цифровые останки могут быть уничтожены (и тогда смерть будет двойной – в реальном и в виртуальном мире), либо не уничтожены (и тогда цифровая жизнь станет бесконечной). Мы используем понятие «этика цифрового послесмертия», подразумевая под «цифровым послесмертием» состояние цифровых останков после цифровой смерти. Цифровое послесмертие включает в себя не только цифровую загробную жизнь, как форму присутствия умершего в виртуальном мире (которая совпадает с понятием цифрового бессмертия), но и цифровую смерть – т.е. уничтожение цифровых останков. Поэтому содержание этики цифрового послесмертия может рассматриваться с двух сторон: с точки зрения присутствия и с точки зрения факта уничтожения цифровых останков. Цифровое послесмертие как цифровая форма присутствия в загробной жизни: основные этические проблемы. Цифровое послесмертие связано с понятием информационного тела, оставляющего после себя так называемые цифровые останки. Оба определения нуждаются в уточнении. Понятие «информационное тело» – является одним из центральных понятий в цифровой этике Флориди, который указывает на следующие особенности его смыслов: 1. Под информационным телом подразумевается вся информация о личности, которая, так или иначе, оказывается в цифровом пространстве: это биометрические данные, цифровые следы, личные комментарии, профили в соцсетях, научные работы, художественные произведения, коллекции любимых картинок или поэзии и тому подобное. 2. Информационное тело следует воспринимать как часть реальной личности: «Люди не просто владеют своим информационным телом, но состоят из него, и существуют через него… Мы являемся нашей собственной информацией, а наши личные данные – нашими информационными телами» [8].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=