Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 22 или историческая, не есть и не может быть самою истиною, а только путем к достижению ее» [8, с. 129]. Но к нравственности неприменим даже и «научный путь» к истине, поскольку именно в нравственности истина явлена непосредственно, во всей своей целостности и единстве, без всяких окольных путей, без всякого ее «изучения». И уж тем более, научно изучая нравственность, невозможно понять уникальность русской философии, и основанной на ней жизни, где нравственные ценности являются не предметом исследования, но воплощенными идеалами поступка. То, что называется «философией поступка» в традициях отечественной философии не имеет точного и прямого аналога в западной. Философия поступка в каком-то глубинном смысле есть первоначальный смысл этики как «практической философии», которая со временем от практики (то есть поступка) ушла в теорию (эпистемологию). Все- таки Аристотель еще говорил, что мы изучаем добродетель не для того, чтобы знать, что такое добродетель, но, чтобы быть добродетельными. Однако, чистое исследование вытеснило «практическую философию» как житие. И поэтому среди западных интеллектуалов наивным донкихотством выглядят те же попытки Пьера Адо обосновать философию как образ жизни, отличный от всех иных, прежде всего своей нравственной окрашенностью. Здесь необходимо отметить, что термины «этика» и «мораль» детерминированы, прежде всего, социально и поэтому не являются теми понятиями, с помощью которых было бы возможно уловить своеобразие нравственного этоса русской философии. Однако, в силу процессов трансляции западноевропейских ценностей в контекст русской культуры, произошло своего рода «привитие» европейских значений к русскому философскому словарю. В этом плане примечательна трактовка этики (или «ифики»), данная в первом русскоязычном философском словаре С. С. Гогоцкого, представляющим во многом кальку с западноевропейского словаря. В соответствующей словарной статье дана такая дефиниция: «Ификою или, по другому чтению, этикою называется нравоучительная философия, рассматривающая основания нравственной деятельности, свойственной человеку, ее законы и проявления» [9, с. 70]. «Рассматривающая» следует понимать как изучающая. В этом плане этика является не самостоятельным разделом философии и уж тем более не практической философией, но разделом гносеологии. Сама же философия по большей части и трактуется Гогоцким как теория познания: «Под философией в настоящее время можно разуметь такую общую науку, которая рассматривает как начала знания вообще, так и общие понятия о жизни» [9, с. 245]. Парадоксальным образом, но такое понимание этики и философии мало чем отличается от последующего марксистко-ленинского, в основании которого также принят «научный» взгляд. В словаре по этике 1989 года дана такая трактовка: «Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль» [10, с. 420]. Конечно, здесь делается существенное добавление, что задача этики не только в том, чтобы объяснять и описать мораль, но в том, чтобы научить морали, то есть предложить какую-то

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=