Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 18 Это Кривда с Правдой соходилися, Промежду собой бились-дрались, Кривда Правду одолеть хочет… Голубиная книга Пока – наша стихия чисто этическая Соловьев-Андреевич Е. А. Опыт философии русской литературы Известно, что философский лексикон разных народов часто не совпадает семантически. Общий греко-римский терминологический исток европейской философии «растекается по древу» национальных философских культур, занимая в них свое место, сообразное духовному умонастроению этих культур. Несовпадения эти многообразны и если не принимать во внимание фактора культурного своеобразия, то может сложиться впечатление, что есть более/менее развитые философии разных народов. Это уже неоднократно отмеченная как западными, так и отечественными мыслителями «ошибка евроцентризма», увы, повторяется и сегодня. В этой связи можно сказать, что если есть народ, то его философская метафизика полноценна, при том, что его философская культура своеобразна. Умение видеть это своеобразие является признаком развитой философской культуры самой по себе. В нашей статье мы затронем некоторые особенности русской этики, в которых как раз и проявлена уникальность отечественной философской культуры. Любому исследователю сразу же бросается в глаза ситуация с понятийным инструментарием моральной философии, который в русском философском языке имеет три лексемы – «этика», «мораль» и «нравственность», сформировавших особенное, отличное от западноевропейского нравственное мироощущение . С одной стороны, это действительно своеобразие отечественной философской культуры, с другой стороны, оно создает и значительные неудобства, и даже трудности, прежде всего, для профессиональных этиков. Это вопрос, в конечном счете, о структуре нравственного сознания, которым вплотную занимались уже советские этики (О. Г. Дробницкий, А. И. Титаренко, В. Н. Шердаков и др.). Не снимается он с повестки дня и сегодня. Так, известный российский философ А. А. Гусейнов пишет: «Мы знаем, что следует именовать моралью и не путаем, например, моральные характеристики человека с его физическим обликом, умственными способностями, деловыми качествами, эстетическими вкусами. Стоит, однако, попытаться сформулировать, что такое мораль, как сразу начинаются затруднения. Первое заключается в том, что мы обнаруживаем в языке и сознании еще два термина, выражающих то же самое или почти то же самое: «этика» и «нравственность»» [1, с. 4]. Возникает закономерный вопрос: что это? Языковая избыточность, лингво-культурная традиция или нечто иное? В результате автор приходит к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=