Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 17 В. В. Варава Московский государственный институт культуры В. П. Океанский Шуйский филиал Ивановского государственного университета К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РУССКОЙ ЭТИКИ В статье обосновывается идея, что разграничение предметных областей «этики» и «нравственной философии» может способствовать более точному и адекватному постижению самобытных начал русской философии, непрестанная рефлексия над которыми, представляет существенный элемент этой самобытности. Показано, что «русский способ переживания» проблем мировой философии достигает в русской этике наибольшей полноты и выраженности. В результате делается вывод, что нравственная философия – это не эпистемологический анализ этических проблем в третьем лице, но личностная вовлеченность в процесс мышления, которое становится экзистенциальным мышлением, то есть не мышлением о бытии, но мышлением самого бытия, взятом в аспектах страдания, смысла и смерти. Такой тип мышления характерен и для религиозных мыслителей, и для представителей марксистского направления, общим для которых является нравственная центрированность на проблемах человеческого существования. Русская литература в этом плане является наиболее адекватным высказыванием для выражения глубинных смыслов нравственной философии. Ключевые слова: этика, мораль, русская этика, русская философия, литература, экзистенция, метафизика, страдание, смерть, язык философии. V. V. Varava, MSIC (Moscow, Russia) V. P. Okeansky ShBISU (Shuja, Russia) TO THE QUESTION ABOUT SOME FEATURES OF RUSSIAN ETHICS The article substantiates that the delimitation of the subject areas of «ethics» and «moral philosophy» can contribute to a more accurate and adequate comprehension of the original principles of Russian philosophy, continuous reflection on which is an essential element of this identity. The paper shows that the «Russian way of experiencing» the problems of world philosophy reaches the greatest completeness and expression in Russian ethics. As a result, the authors come to a conclusion that moral philosophy is not an epistemological analysis of ethical problems in the third person, but personal involvement in the process of thinking, which becomes existential thinking, that is, not thinking about being, but thinking of being itself, taken in the aspects of suffering, meaning and death. This type of thinking is characteristic of both religious thinkers and representatives of the Marxist trend, who have in common a moral focus on the problems of human existence. In this regard, Russian literature is the most adequate discourse for expressing the deep meanings of moral philosophy. Keywords: ethics, morality, Russian ethics, Russian philosophy, literature, existence, metaphysics, suffering, death, language of philosophy. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-2-17-30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=