Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 123 последнее время в уроки стали включаться элементы творчества. Характерно, что китайские педагоги придают решающее значение творческому процессу, хотя и не отрицают значение результата. Именно процесс позволяет развить творческий дух учеников, мотивировать их к активному обучению музыке» [2, с. 102-103]. В этой связи следует преломить и скептическое отношение к музыкальному воспитанию в общеобразовательных школах, где порой упор делается на «прагматичные» дисциплины. Исследователи, изучающие зарубежный опыт музыкального образования (Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт и др.), ссылаясь на советские авторитеты, отмечают: «Весьма показательна позиция китайских педагогов-музыкантов, которые считают, что «если мастерство не будет достигнуто рано, то оно может не быть достигнуто вообще». В этой связи китайские специалисты не спешат с развитием у детей творческих способностей. Мнение американских специалистов противоположно: они считают, что «если творческие способности не пробудить рано, они не разовьются никогда, а мастерство можно приобрести позже» [1, с. 119]. Вместе с тем, на протяжении последних лет китайская педагогика постепенно отходит от упора на мастерство «к ориентации на творческую деятельность» [6, с. 45]. Здесь очень важно не просто переносить идеи западной музыкальной педагогики на национальную культурную почву, а транслировать их, творчески перерабатывая с учётом этнокультурных традиций многообразных народов Китая. Во многом именно поэтому необходимо следовать в русле поставленных национально-ориентированный целевых установок, провозглашенных на государственном уровне и поддерживаемых народом, чтобы «китайский человек» мог противопоставить однообразному глобализованному миру разнообразие культурных традиций собственной страны, в том числе в музыкальной культуре и музыкальном образовании, что будет только укреплять цивилизационную китайскую идентичность. Литература 1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с. 2. Бодина Е. А. Проблема результативности музыкального образования в современной зарубежной педагогике // Известия ВГПУ. 2014. № 3 (264). С. 102-105. 3. Вейнмейстер А. В., Иванова Ю. В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-industrii-i-kreativnye-industrii-granitsy- ponyatiy/viewer (дата обращения: 01.03.2021). 4. Доклад о развитии мировой культуры – культурное многообразие, столкновение и сосуществование множества (2000) : [на кит. яз.]. Пекин: Изд- во Пекин. ун-та, 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=