Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 122 высшего и среднего профессионального образования, в том числе и педагогического. Модернизация затронула, прежде всего, содержательную сторону с одновременным устранением некоторых «идеологических препятствий». Современные исследователи в этом плане отмечают, что реформы поставили фундаментальную цель: «всеохватывающее развитие личности в моральном, умственном, физическом и эстетическом отношениях, а также в трудовом (производственном) отношении» [7, с. 44-45]. Всё это открыло путь к освоению зарубежного опыта, к разработке инноваций в теории и практике, повышению общего культурного уровня китайской политической нации. В соответствии с данными тенденциями произошли существенные изменения и в музыкальном образовании. Прежде всего, были расширены учебные программы с включением в них музыки различных стилей и форм, отражающей культурное и национальное многообразие Китая с множеством «малых культур». Был введен единый государственный язык – путунхуа, призванный объединить все многочисленные народности Китая. С целью объединения различных культур на территории Китая было (помимо языковой реформы) обращено особое дополнительное внимание на высокую роль в жизни китайского общества и в образовательной системе общей для всех народностей традиционной философии и искусства. Все эти мероприятия, с одной стороны, имели положительный эффект для развития музыкального образования. Однако, с другой стороны, главное традиционное предназначение музыки продолжало декларироваться как «функциональное», рассматривалось преимущественно именно как «средство» обучения, что обедняло сам процесс музыкального образования и не давало полноценно подготовленного профессионала в музыкальной области. На наш взгляд, такой крен со стороны государства на «музыкальный функционализм» во многом объясняется тем, что в китайском обществе сегодня музыка служит не только достижению совершенства (по Конфуцию), но и внешним политическим целям. Как Сунь Цзинань и Чжоу Чжуцюань, пишут о воспитательных задачах музыкального образования: «воспитывать в учениках любовь к своей стране, народу, груду, социализму … совершенствовать знания и эстетическое чувство учеников параллельно с ростом их физического и духовного здоровья; воспитывать в учениках интерес к музыке и развивать их основные представления, навыки игры и пения и умение читать ноты; воспитывать в учениках национальную гордость и уверенность в себе на ... примерах китайского фольклора, а также расширять их музыкальный опыт путем знакомства с иностранными сочинениями, чтобы научить их воспринимать и выражать чувства с помощью музыки» [9, с. 14]. Каковы же особенности и основные проблемные зоны сегодняшнего школьного музыкального образования, с учетом провозглашенного государственного курса, основные направления которого в музыкальной сфере мы обозначили выше? Содержательный аспект здесь заключается в восприятии музыки и пения в процессе обучения в музыкальных школах: «Именно восприятие музыки традиционно составляло основу обучения, и только в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=