Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (38). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (38), июль 2021 г 120 предусматриваются во многих стратегических решениях ЦК КПК «о совершенствовании политики культурной индустрии, поддержке развития культурной индустрии, усилении мощи и конкурентоспособности всей индустрии культуры нашей страны» [4], и стали «важной составляющей генеральной стратегии по экономическому и социальному развитию, что является показателем признания и одобрения верховной властью страны политики культурной индустрии» [4]. Тем самым под новым углом зрения обозначается целый ряд вопросов, связанных с сохранением и развитием культурного наследия Китая в условиях модернизации всей цивилизационной системы. Современный китайский автор Цзя Сюйдун пишет: «Появление стратегической политики китайской культурной индустрии – это неизбежный результат усиления в роли основного духа и общей стратегии политики реформ и открытости; объективное требование и сознательный выбор развития культуры в условиях новой истории общества» [12, с. 13]. В сегодняшних культурно-интеграционных процессах современного Китая мы первостепенную значимость отдаем народно-песенной и исполнительской культуре, которая, выступает важнейшей составляющей китайской национальной традиции и является квинтэссенцией духовных основ национально-культурного строительства. В целом можно заключить, что в условиях перехода к стратегии культурной индустрии народная музыкально-инструментальная и исполнительская традиция, как и традиционная система музыкального образования, подвергаются опасности вытеснения на периферию новых культурных «маяков», отраженный свет которых нельзя оценивать однозначно. Здесь нужны дополнительные философские анализы. Мы сразу можем сказать: в нашем понимании важно соблюдение меры между «уважением к древности», что присуще традиционному отношению к народной культуре, и новыми процессами музыкальной индустриализации, в том числе и музыкального образования, на которые ориентируется китайская культурная индустрия. В их русле отметим серию административных правительственных ограничений по надзору за моральными нормами в обществе, особенно в молодежном и детском его сегменте., в частности, Приказ «Госуправления по делам радио, кино и телевидения» о закрытии вульгарных и откровенно развлекательных передач (включая реалити-шоу), вещающих многочисленными станциями спутникового телевидения, отдавая приоритеты «правильной тематике» (программы по вопросам семейных отношений, ток-шоу по поддержке талантливой молодежи и др.), ограничение института социального мониторинга и др. [13]. Одновременно наблюдается тенденция «культурной маркетизации»/ индустриализации/коммерциализации, идущей по принципу «платные компенсируют бесплатные», идущая под эгидой «новых реформ и открытости», в водоворот которой подпадает не только сфера досуга и развлечений, но и государственные бюджетные культурные формы, что вызывает нашу обоснованную тревогу. Поскольку в итоге введения хозрасчетной системы управления трансформируется сам способ производства культуры, выдающий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=