Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 99 саморазвертывания Идеи ничего не существует. Во-вторых, принципом движения от Понятия через Природу к Духу, знающему самого себя является диалектика, диалектикой же является и адекватное познание этого процесса: мышление и бытие совпадают. Соответственно, «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» [16, с 15]. Мир подчинен имманентным правилам разума, в равной степени не допускающих ни иррационального, ни трансцендентного. В-третьих, на уровне объективного духа, свобода человека реализуется в этом мире, а государство служит ее полному осуществлению: «Существование государства – это шествие Бога в мире, его основанием служит сила разума, осуществляющая себя как воля» [16, с. 268]. В-четвертых, сфера Абсолютного духа заканчивается философией, а не религией. Религия, предпоследняя фаза самораскрытия Духа, не является законченной и исчерпывающей. Она имеет субъективные оттенки, поэтому не может завершать систему. Религия важна, но не абсолютна: о ней нельзя сказать, как о философии: «Есть только один разум, поэтому и философия только одна , и лишь одной она может быть». [17, с. 270]. Таковой философией, позволяющей говорить о завершении Духом своего пути, является система Гегеля, в которой умещаются все предыдущие философские учения как ее составные части. Он дает не только исчерпывающую феноменологию духа, но предлагает новую благую весть. В-пятых, система в целом не требует никаких внешних легитимаций: саморазвитие Духа подчинено его внутренней логике. Так, по мысли Ю. Хабермаса, именно в философии Гегеля модерн получает самообоснование не апеллирующее к традиции. А Дж. Милбанк отмечает: «имманентность… лучше всего реализуется в немецком идеализме: логические процессы, развертывающиеся во времени, оказываются не воспринятыми дарами, но автономией, пусть даже она развертывает через противоречия и возвраты» [18, с. 210]. Поколение младогегельянцев, применило достижения философии Гегеля к прикладным исследованиям религии. Они постарались переложить религиозные смыслы рациональным языком. «Жизнь Иисуса» Д. Штрауса, «Критика евангельской истории синоптиков» Б. Бауэра, «Единственный и его собственность» М. Штирнера свидетельствуют о попытке адаптировать сакральную историю к истории Духа. В «Немецкой идеологии» К. Маркс обрушивается с критикой как против Гегеля, так и против его критиков – младогегельянцев. В первом Маркса не удовлетворяет вся системам, которая, по его мнению, стоит на голове, во вторых – «косметическая» форма критики, которая не затрагивает основ системы. В результате Маркс обосновывает материалистическое понимание истории, в котором базисом выступают производственные отношения, а надстройкой над ними вся область духа. «Люди являются производителями своих представлений, идей, – пишет автор «Немецкой идеологии». – Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как сознанным бытием» [19, с. 16]. Отчуждение труда порождает ложное сознание, к которому наряду с другими формами идеологии (метафизикой, моралью и др.) принадлежит и религия. Она

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=