Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 98 религию откровения избыточным явлением: человек есть единственный законодатель этого мира. В этом смысле можно согласиться с К. Ясперсом, который пишет: «Кант не обманывает себя никаким выходом из пределов возможного для человека. Он не дезертирует из человеческого бытия… Кант исходит не из Бога, бытия, мира, не из объекта, но из человека, как места, на котором только всё это становится присутствием для нас» [10, с. 209, 229]. В кантовской философии одномерный мир получил свое законченное логическое обоснование, любые иные измерения проблематизируются, а человек становится центром этого мира. Можно сказать, что если Декарт показал возможность принять за несомненную основу имманентное сознание субъекта, то Кант процесс детрансцендентализации сделал необратимым. Философия Г. Фихте является хорошим примером развития этой тенденции. Он полностью основывается на открытиях критической философии: деятельное Я становится «мирообразующим» центром. Фихте слегка усовершенствует моральное доказательство бытия Бога, настаивая, что для универсальности нравственного закона для всей природы необходимо признать существование абсолютно свободного существа, которое «мы называем Богом» [13, с. 120]. Естественная религия для него также является самоочевидным законом разума, религия откровения логически необязательна. По этому поводу Фихте не двусмысленно заявляет: «…хотя разум и обязывает нас повиноваться воле Божьей по ее содержанию, поскольку она полностью совпадает с законом разума, однако он не требует от нас непосредственно никакого иного повиновения, кроме повиновения закону разума и ни по какой причине, кроме той, что это закон разума, и, следовательно, разум не обязывает ни к какому повиновению воле Божией как таковой, ибо обязательны только непосредственные практические законы разума» [13, с. 130]. Даже при том, что по форме философия Фихте еще может быть названа религиозной – он не призывал отказаться от религии откровения, наоборот, старался сделать ее более универсальной, содержательно – это уже совершенно светская философия. Символом произошедших изменений можно считать использование Фихте в лекциях о назначении ученого Иисусовых слов «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, где же искать нравственного добра?» [Мф 5:13], которые теперь адресуются не апостолам, а ученым [14, с. 512]. В этом отношении очень точно пишет П. П. Гайденко: «Философия деятельности Фихте первого периода есть, таким образом, учение о всемогуществе и всеблагости человека, который должен превратить не только Землю, но и Вселенную из Хаоса в Космос. Человеку отводиться миссия, которую раньше считали прерогативой бесконечного творца – Бога… в его системе нет места Богу как самостоятельной субстанции. Бог Фихте – это нравственный миропорядок, а он устанавливается благодаря самополаганию бесконечного Я» [15, с. 29]. Система Гегеля довела эту традицию до логического завершения. Во- первых, была обоснована тотальная одномерная реальность, где каждый ее элемент стал определенной стадией саморазвития Духа. Вне рамок этого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=