Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 94 традицией, позволяет лучше понять процесс секуляризации, который в итоге привел к появлению имманентной социальной реальности. Среди основоположников этой традиции вполне справедливо выделяют Декарта. Картезий начинает свои рассуждения с того, что отвергает любые аргументы от традиции, авторитета или мнения, он ищет безусловного основания, с которого можно непротиворечиво выстраивать всю дальнейшую философию. Такой фундамент он находит в знаменитом cogito ergo sum. В «Рассуждении о методе» Декарт пишет: «Заметив, что истина: я мыслю, следовательно, я существую, столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков не способны её поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять её за первый искомый мною принцип философии» [5, с. 108]. Это допущение позволяет французскому философу с одной стороны, обосновать доказательство бытия Бога, с другой – констатировать наличие мыслящей субстанции и протяженной. Доказательство бытия Бога, по мнению Декарта, должно соответствовать математическим истинам, которые обладают статусом абсолютной достоверности и быть настолько убедительным, что даже неверующие люди не смогут отрицать его истинности. Начало этого рассуждения находится в «мыслю, следовательно, существую» – положение, в котором нельзя усомниться. При этом это Я остается несовершенным существом, но обладающим идеей существа совершенного. Соответственно следует признать, что эта идея не могла появится в разуме сама собой, а была туда помещена существом совершенным (Богом), которому она (идея) и соответствует. Следовательно, бытие Бога есть необходимое следствие наличия идеи Бога в мыслящем Я, сомнение в существовании, которого невозможно. «Таким образом, – пишет Декарт в «Первой философии…», – здесь… следует лишь сделать общий вывод – из одного того, что я существую и во мне заложена некая идея совершеннейшего бытия, т.е. Бога, – что существование Бога тем самым очевиднейшим образом доказано» [6, с. 162]. Бытие Бога доказано, но так или иначе оно (доказательство) является следствием бытия человека. Что касается двух субстанций: мыслящей и протяженной, то перефразируя М. Хайдеггера, который говорил о наличии атомной бомбы уже в мышлении древних греков, можно сказать, что современная социальная реальность с присущими ей практиками себя и типом рациональности несложно выводится из философии Декарта. Наше тело – субстанция протяженная, теперь оно не дом души, на что указывает сам Картезий, говоря, что при ампутации частей тела, душе и разуму «не будет нанесено никакого ущерба» [6, с. 183] и уж тем более не тело, которое воскреснет вместе с душой после Второго пришествия [Фил 3:21]. Поэтому с ним возможны любые эксперименты, как с вещью, которая имеет только свойство протяженности: татуировки, пирсинг, пластические операции и т.д. Ключевая же характеристика мыслящей субстанции – чистое cogito: «…я лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я – ум, дух, интеллект, разум…», –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=