Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 93 В каноничном праве секуляризация понимается как передача монастырского имущества в собственность «секулярной церковной инстанции» [3, с. 207] или переход монаха в белое духовенство. Для обозначения процесса передачи церковной собственности светским институциям используется другой термин: профанация. Отличие современного и средневекового понимания термина «секуляризация» иллюстративно показал Дж. Капуто: «Слово «секулярный» обозначало не отдельную от религии область, но тех, кто не принадлежал к монашеским орденам. Преподаватели-богословы парижского университета XIII в. принадлежавшие к секулярному духовенству (secular masters), были бы весьма обескуражены, если бы в применении к ним термин «секулярный» означал, что они не религиозны» [4, с. 190]. Американский философ доказывает, с чем, впрочем, согласны и другие авторитетные исследователи секуляризации (Ч. Тейлор, Х. Казанова, К. Доббеларе), что секуляризация – феномен, свойственный исключительно христианской цивилизации: только разделив мир на естественный и сверхъестественный можно со временем отказаться от потустороннего ег о измерения. Такое видение характерно именно западной христианской культуре . В «Вестфальском договоре», из дипломатических соображений, процесс передачи собственности Католической церкви протестантским землям назван секуляризацией, а не профанацией, что создавало впечатление, что собственность не меняет своей природы. С этого момента термин «секуляризация» все чаще стал пониматься как выход из-под контроля церкви определенных предметов, явлений и процессов. Согласно Г. Люббе, М. Вебер в «Протестантских сектах и духе капитализма» впервые использовал этот концепт как ценностно-нейтральное понятие, которое практически сразу заняло одно из центральных мест в социологической науке. Секуляризация христианской социальной реальности и рождение модерна Сегодня достаточно устоявшимся является представление, согласно которому секуляризация началась еще, как минимум, во времена схоластики, и в форме рационализации была присуща теологическому дискурсу. П. Бергер в «Священной завесе» отыскивает предпосылки секуляризации в виде идеи трансцендентности Бога, свойственной еще ранним иудейским текстам, с опорой на которые позднее была сформирована вся иудее-христианская традиция. В. Карпов, используя мысль о. Александра Шмемана о секуляризме как «пасынке христианства», показывает, что рационалистический процесс функциональной дифференциации, предполагающий конституирование самостоятельных ролей при отделении литургии от богословия, а последнего от науки известен не позднее чем с эпохи схоластики. Можно сказать, что эта традиция рационализации и приводит, в конце концов, к такому взгляду на мир, который позволяет отказаться от религиозного смыслового ядра для обоснования социального действия. Анализ этой тенденции, со временем ставшей в европейской культуре магистральной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=