Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 91 В. С. Левицкий Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации КОНСТИТУИРОВАНИЕ ИММАНЕНТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ МОДЕРНА В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ В статье обосновано, что дискурс о секуляризации является наиболее эвристичной стратегией самопонимания модерна. В философских концепциях нового времени было сформировано новое понимание мира, Бога и человека, в результате чего христианская социальная реальность была детрансцендентализирована, а ей на смену пришла светская социальная реальность модерна. Декарт нашел неизменное достоверное основание существующего в самосознании субъекта, Кант показал феноменальную природу доступного человеку мира, обосновав его имманентность, Гегель полноту мира связал с саморазвитием человеческого Духа в истории. В ходе этих концептуальных трансформаций конституировалась социальная реальность модерна, архитектоника которой отрицает трансцендентное измерение, а вся совокупность социальных практик помещается в имманентное «здесь и сейчас». Ключевые слова: модерн, социальная реальность, секуляризация, христианство, трансцендентное, имманентное, социальные практики. V. S. Levytskyy Ukrainian Institute of Strategies of Global Development and Adaptation (Brussels, Belgium) CONSTITUTION OF THE IMMANENT SOCIAL REALITY OF MODERNITY IN THE PHILOSOPHICAL DISCOURSE OF MODERN TIMES The article substantiates that the discourse on secularization is the most heuristic strategy for self-understanding of modernity. Philosophical concepts of Modern Times formed a new understanding of the world, God and man. As a result, the Christian social reality was de- transcendentalized, and replaced by the secular social reality of modernity. Descartes found an invariable reliable foundation of the existing in the self-consciousness of the subject, Kant showed the phenomenal nature of the world accessible to man, justifying its immanence, Hegel connected the completeness of the world with the self-development of the human Spirit in history. In the course of these conceptual transformations, the social reality of modernity was constituted, the architectonics of which denies the transcendental dimension, and the whole set of social practices is placed in the immanent “here and now”. Keywords : modernity, social reality, secularization, Christianity, transcendental, immanent, social practices. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-1-91-103 Введение Сегодня хорошо обоснованной идеей является признание генетической связи модерна как особого типа социальной реальности и христианства. В этом отношении В. Карпов писал: «…современность является относительно недавним и коротким эпизодом в истории западной христианской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=