Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 86 сюжета. Она фабулой загромождает сюжет». Иначе говоря, иллюстрация отвечает только на вопрос, что происходит в изображаемом поэтом мире, но не что именно сообщает стихотворение, воссоздавая этот мир. Позиция Тынянова, при всей ее последовательности, вызывает уже наш вопрос: в каком смысле можно говорить об этой изображенной в реке купальщице как фабульной детали? Ведь нигде в фабуле самого стихотворения не показана купальщица, наполовину вышедшая из воды. В первой строфе она плывет, показывая только голову над водой, причем плывет в сторону повествователя. Во второй строфе она подплыла к оставленному на хряще, то есть гальке, наряду, и сразу вышла на берег, одной ногой прорывая «кристальный плащ» воды, который прежде скрывал все ее тело, а другой уже выйдя на мелкий песок у самой воды. Иначе говоря, пока повествователь разглядывал ее одежду, она уже успела доплыть, и вероятно, река была небольшой, а выйти из нее не составляло усилия. Такой сцены, которую изображает Конашевич, когда вода немного выше колен, у Фета просто нет. В третьем четверостишии мы уже следуем, в терминологии Шкловского и Тынянова, не «фабуле», а «сюжету»: вся динамика образуется не событием, что купальщица выпрямилась и предстала во всей своей красе, а что само ее состояние, сам фабульный момент, может стать основанием для сюжетного сопоставления мокрой и дрожащей купальщицы с мокрой от росы и трепетной лилией: Игривый плеск в реке меня остановил. Сквозь ветви темные узнал я над водою Ее веселый лик – он двигался, он плыл, – Я голову признал с тяжелою косою. Узнал я и наряд, взглянул на белый хрящ, И превратился весь в смущенье и тревогу, Когда красавица, прорвав кристальный плащ, Вдавила в гладь песка младенческую ногу. Она предстала мне на миг во всей красе, Вся дрожью легкою объята и пугливой. Так пышут холодом на утренней росе Упругие листы у лилии стыдливой. Заметим, что в этом стихотворении основанием сюжетного сопоставления купальщицы и лилии оказываются сразу несколько оснований: белизна, дрожь, капли воды, затаенность, пугливость, холод. Все эти многочисленные основания для сравнения, которых необычайно много, нужны для глубинного сопоставления, в котором ключевым оказывается образ стыдливости, по отношению к которому сами основания для сравнения играют служебную роль. Иначе говоря, идея этого стихотворения: стыдливость – не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=