Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 8 Возможное объяснение рисунка – преодоление смерти через союз с женщиной и взаимное достижение с ней абсолютного единства, состояния «андрогината» как высшей формы любви. При этом «смерть Дамы» становится заключительной, высшей ступенью опыта, начинающегося c обетования спасения (salute). В XXVIII главе Vita Nuova можно найти этому подтверждение. Сообщив о реальной (не воображаемой) смерти Беатриче, Данте добавляет загадочные слова: «Мне не пристало распространяться об этом событии, ибо, говоря о нем, я должен бы был восхвалять самого себя» [2, c. 40]. Выходит, что смерть Беатриче как бы возвращает Данте ее славу. Дама «умирает» во славу «Верного Любви». Женское начало преодолено, оно становится не нужным – осуществлена полная реинтеграция. В соответствии с герметическими правилами, «Даму» следует символически убить, ибо «Верный Любви» был ею же «убит» прежде (когда Дама на руках Амора вкушала его сердце), а теперь он должен возродиться, вобрав в себя женское начало [см. 9, c. 302-303]. Данная символика симметрично отражает процесс восхождения к небесам Рая. Достигая состояния райской розы, Данте более не нуждается в Беатриче, поскольку вбирает ее в себя, становясь с ней одним целым. Вознесение на небеса Рая как аллегория восхождения к таинствам любви. Следовательно, можно предположить, что идея вознесения на небеса Рая, во многом определившая замысел «Божественной Комедии», имеет любовно-визионерские истоки. Она зародилась у Данте в канцоне, посвященной божественным силам Венеры, движущим «третьи небеса», и последующим комментариям к ней в «Пире»: В скорбящем сердце мысль одна жила И, сладостная, к высям устремлялась; Внимало сердце, радостью дыша, Как дама в царстве света прославлялась. Звучала сладостно о ней хвала. «К ней устремлюсь», – промолвила душа… Дух говорит: «В ней путь к сиянью рая. Кто не боится вздохов и трудов, Всегда глядеть в ее глаза готов» [3, c. 134]. «Прославление дамы в царстве света», «путь к сиянью Рая» и готовность «всегда глядеть в ее глаза» и являются для Данте главными движущими силами восхождения к небесам Рая. Комментируя эти строки канцоны, Данте пишет: «Жизнь моего сердца, то есть моего внутреннего существа, сводилась обычно к одной сладостной мысли: созерцанию царства блаженных. Я называю конечную причину, почему я возносился к небесам Рая , когда говорю: «...внимало сердце, радостью дыша, / Как дама в царстве света прославлялась », чтобы дать понять, что ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=