Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 7 Особенность любовных, куртуазных видений Данте в том, что он соотносит любовь к Даме и преклонение перед ней с прославлением ее в «царстве света», что влечет за собой череду видений ее благодатной смерти- успения, вознесения на небеса, ее преображения и ангельского величания… Далее мы рассмотрим особенности куртуазных видений Данте в их соотношении с райскими созерцаниями. При этом исходной точкой рассмотрения будет параллелизм восхождения к небесам Рая и к таинствам любви. Видение смерти Беатриче и его сакральный смысл Центральной картиной видений в «Новой Жизни» стало видение смерти Беатриче, предшествующее ее реальной кончине. «Мне привиделось, – пишет Данте, – будто я смотрю на небо и вижу множество ангелов, торжественно поющих «Osanna in excelsis» («Слава в вышних»). И столь сильно было мое воображение, что оно показало мне Донну мертвой и лицо ее носило такую печать смирения, что словно бы говорило: «Вот вижу я источник мира» [2, с. 30-31] [Комм. 1]. Что означает видение смерти Беатриче? Как полагает Луиджи Валли, существует прямая связь между ее смертью и смертью библейской Рахили. Не случайно, Данте помещает их рядом в райской розе. Аврелий Августин, а за ним Рикард Сен-Викторский писали о смерти Рахили как о символе восхождения души к Богу рассматривая ее как excessus mentis ( выход за пределы ума ). И в Vita Nuova смерть Дамы есть та же аллегория – символ духовного восхождения и чистого созерцания Бога [17, p. 242]. В этом плане аллегорический смысл видения Данте смерти и «прославления в вышних» Беатриче, коренится в любовной символике «Верных Любви» [Комм. 2]. Не случайно, Данте перед видением восклицает: «Любовь, помоги верному твоему» («Amore, aiuta lo tuo fedele», Vita Nuova , XII, 2). На одной из миниатюр манускрипта Documenti d’Amore» Франческо да Барберино – современника Данте, одного из самых ярких выразителей сакральной символики любви – можно увидеть символическое изображение инициатических степеней любовного опыта, где представлены расположенные симметрично, в ряд мужские и женские фигуры, разбитые на пары и поверженные на землю. Мужчины и женщины пронзены стрелами, при этом некоторые из пар или поднимаются с земли, или уже встали. Те, кто встал, держат в руках розы – символ инициации. Около последней, выпрямившейся пары мы видим надпись: «Их смерть стала жизнью» [см. 15]. В последовательности ступеней восхождения к любви человек проходит от состояния «пронзенного стрелой» до состояния «беатифицированного розой». В центре изображены фигуры Амора на белом коне, держащего в руке розы, и андрогина, возле которого надпись: «Амор, проведя нас высшим путем брака, соделал из двух одно» [Ibid].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=