Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 67 материальной стороны общества» [4, c. 7]. Все это заставляет говорить уже о более насыщенном, историко-культурном развитии. При этом приходится говорить о понимании общества как той области, где «развивается единство и борьба противоположностей объекта и субъекта» [4, c. 8]. «Это новое качество и единство обеих основных областей есть такое целое, которое, как мы знаем из общей диалектики целого, определяет собой и тот, и другой противоположный моменты, из слияния которых оно возникло, и представляет каждый уже в новом свете» [4, c. 8]. Представляется, что эту методологию можно использовать при изучении единства и борьбы противоположностей живой и неживой материи, чтобы уйти от сведения их «нового качества и единства соответствующих основных областей» целого, определяющего собой и живое, и неживое как противоположные моменты. Подход В. И. Вернадского, напротив, идет по пути «ничтоизации» неорганической материи, лишая ее способности становиться «живым веществом». Аналогичный подход предлагает В. М. Межуев, односторонне толкуя философию К. Маркса [7, c. 276-395], предлагая перевести все философские категории (даже такие общие как материи и сознание) «из плана философского в план научный» [7, c. 283]. В. М. Межуев полагает, что «в философской литературе упущено принципиальное расхождение между материализмом Маркса и всем предшествующим материализмом», в результате возродилась «традиция созерцательного (натуралистического, естественнонаучного) материализма», ориентированного на познание мира, гносеологически. В. М. Межуев пытается подправить К. Маркса: марксистский материализм «не гносеологический, а только практический: вся материальная действительность приравнивается» в ней «не к природе, а к человеческой практике, отождествляется с практикой. Материя, по Марксу, не только первична, но прежде всего практична, порождается, создается, генерируется практикой. Никакого другого источника и способа существования материи якобы нет. Практика – это деятельность, совпадающая с действительностью, или действительность в форме деятельности… На смену философии, лишь созерцающей мир, приходит философия практики» [7, c. 286]. Иначе рассуждает марксизм, начиная с указания на созерцательность как главный недостаток всего предшествующего материализма, который берет предмет, действительность чувственность берется только в форме объекта, а не как человеческую, чувственную деятельность, практику, не субъективно; идеализм же «берет» деятельную сторону, но только абстрактно, ибо не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Согласно марксизму, человек обусловлен универсальной природой мироздания и его развитием, которое привело к появлению общества предопределив общественный характер человека и три основных типа мироотношения: созерцательное, активистское и коэволюционное. Марксизмом разрабатывает, как было показано, коэволюционный подход, преодолевая созерцательный и односторонне активистский подходы [6, c. 43-44].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=