Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 66 объективной и внеличностной закономерности, а все природное уже перестает быть только чем-то вне сознания и вне человека. Такова новая ступень категории развития, которая есть категория общества или общественности» [4, c. 6] . 4. Это приводит нас к категории общественного развития . Общество невозможно без человеческих личностей, оно их предполагает, на них базируется и из их соотношения впервые только и возникает. Общество невозможно свести к бытию субъективному или только к области личности. Оно есть «такая качественная ступень, которая выше отдельных человеческих субъектов, не сводится к ним, не является их простой и механической суммой» [4, c. 6], обладая «самостоятельным бытием, которое определяет собой и всякую личность, и все природное, что втянуто в его область» [4, c. 6]. Общественные закономерности вполне специфичны, они надличны и надприродны. «В отношении обеих областей, из диалектического слияния которых общество образовалось, оно … наделяет их новыми закономерностями, являющимися для каждой из подчиненных областей чем-то безусловным и вполне оперативным» [4, c. 6] . Разумеется, ничто не мешает говорить об общественной специфике и чисто теоретически, не вникая в конкретную историю общества. «Такое рассмотрение является даже необходимым. Несмотря на теоретический характер, оно имеет дело с идеализированным объектом. Без такого предварительного и вполне теоретического анализа мы бы не знали ни того, что такое природа, объект, ни того, что такое субъект, ни того, что получается в результате слияния объективного и субъективного бытия. То есть мы бы не понимали, чем общество отличается от природы, чем оно отличается от личности, как и почему общественные закономерности выходят далеко за пределы природы и личности и в чем вообще специфика общественной области. Такое предварительное и теоретическое рассмотрение понятия общества при всей своей необходимости все же является абстрактным и только вспомогательным. Оно необходимо потому, что от него мы получаем возможность переходить к общественному развитию, а не оставаться в области теоретического исследования» [4, c. 7]. 5. Общественное развитие принято называть историческим процессом. Этот процесс, – поскольку «мы под материей понимаем принцип реальности мира, – внешний по отношению к сознанию и независимый от него, есть прежде всего материальный процесс развития жизни, включающий в себя как производительные силы общества, т.е. самого человека с его орудиями производства, так и производство со всеми входящими в него производственными отношениями» [4, c. 7]. Материальная сторона общества является для исторического процесса базой, предполагая также самые разнообразные формы общественного сознания (науку, искусство, религию и т.д.). Они «связаны между собой и должны быть рассматриваемы как в своем имманентном развитии, так и в своей необходимой связи с развитием

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=