Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 63 домарксовский материалист – М. П .), не та природа, которая, кроме разве отдельных австралийских коралловых островов новейшего происхождения, ныне нигде не существует, а, следовательно, не существует также и для Фейербаха» [6, c. 44]. Нельзя сомневаться в том, что обычно представляют историю, «прежде всего, как некоторого рода изменение или развитие; это предварительное знание предмета неизбежно будет абстрактным, потому что конкретным оно станет только в своем историческом развитии и в результате соответствующего исследования» [4, с. 3]. Таким образом, общая диалектика развития эволюционирует путем восхождения от абстрактного к конкретному. «Тем не менее даже абстрактное знание должно быть все же достаточно существенным, чтобы мы в процессе диалектического исследования никогда не теряли из виду то, что же именно мы исследуем» [4, с. 3]. Перейдем к анализу указанных категорий. 1. «Становление есть такая смена одного момента другим, когда каждый отдельный момент при своем возникновении тут же и уничтожается, снимается» [4, с. 3]. Для становления существенна именно эта неразрывная текучесть и изменчивость вещей и явлений. «Здесь невозможно один момент отделить от другого, потому что при малейшей его фиксации он снимается и предоставляет место другому моменту… Сведение становления к одной непрерывности является самым первым и самым необходимым моментом в определении этой категории… Ее количественное нарастание всегда ведет к переходу от одного качественного типа становления в другой качественный тип становления» [4, с. 3-4]. Следовательно, уже первая категория, необходимая для построения всякой философии истории при всей своей абстрактности включает в себя, вопреки представлениям В. И. Вернадского, превращение материи неживой в живое вещество. «В результате определенного развития количества происходит переход от одного качества к другому, линия становления содержит разного рода неподвижные узлы, которые означают превращение одного его типа в другой» [4, с. 4]. В итоге «становление, (философски – М. П .) продуманное до конца, является в сущности говоря, не только непрерывной эволюцией , но и прерывными революционными скачками » [4, c. 4]. «Всякая линия становления, которая в первую очередь мыслится эволюционно, обязательно оснащена тем или иным количеством скачков, отнюдь не мешающих непрерывному становлению, а только демонстрирующих разные его типы, революционно возникающие в результате самого же становления» [4, с. 4]. Так, учение о происхождении видов у Дарвина есть теория становления, периодическая система элементов Менделеева есть то же учение о становлении, а продуманное до конца становление относится не только к этим частным случаям, но и ко всей материи. К сожалению, именно это содержание категории становления игнорирует концепция ноосферы В. И. Вернадского, отрицающая революционное появление живого, значит, вступая в противоречие с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=