Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 60 У В. И. Вернадского наблюдается приверженность абстрактному гуманизму, исходя из которого он пишет, что в «геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». Хотя нужно учитывать и возможности разрушений ценностей – вследствие варварского нашествия «немцев и их союзников»; этого обстоятельства, оставаясь на эмпирических позициях, игнорировать невозможно. «Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей… Это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство». «В современной войне (с фашистами – М. П .) победит тот, кто этому закону следует, ибо «нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы»» [3, c. 308]. История людей, встроенная в природный геологический процесс, «меняется… интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы… и есть «ноосфера», современная стадия, геологически переживаемая биосфера, где человек впервые становится крупнейшей геологической силой» [3, c. 308-309]. Дальше подобного абстрактного гуманизма рассуждения В. И. Вернадского не ведут. «В. И. Вернадский указывает и на «непонятность» или «загадку» этого процесса. Вот как он их описывает: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен» [3, c. 309]. Как видно, В. И. Вернадский попадает в тиски вопроса о чрезмерной «противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом» [10]. Эта проблема Ф. Энгельсом во второй главе работы «Людвиг Фейербах…» характеризуется как «великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии» «об отношении мышления к бытию», уходящая своими корнями в период дикости. Согласно Ф. Энгельсу, «со всей резкостью» он был поставлен после христианского Средневековья [17, c. 282-284]. В. И. Вернадский ставит этот вопрос как натуралист, попадая в тиски противоположности созерцания и активизма. Он пишет: « Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней» [3, c. 310]. Он отделил жизнь от неживой материи, исключая ее «самозарождение» из неживой материи, т.е. чрезмерно противопоставив друг другу живое как носитель психики, сознания, мысли, косному. Тем самым человеческая мысль, сознание не могли трактоваться как высшая форма свойства отражения, присущего всей материи. «Автотрофность» человека есть лишь другое название чрезмерной «противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом» [10], отрицающая материальное единство мира: «В биосфере существует великая геологическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=