Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 6 Keywords: Dante, visionary experience, "Divine Comedy", " The new Life (La Vita Nuova) ", visual imagination, courtly visions, the sacrament of love, ascent to Paradise, contemplation of the Trinity. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-1-5-18 «Визуальное воображение» как исток визионерства Данте О визионерском опыте как творческом методе Данте существуют разноречивые суждения. Так, Х. Л. Борхес сомневался в визионерских основаниях «Божественной Комедии»: «Я не думаю, что Данте был визионером. Видение кратко. Видение длиною в «Комедию» невозможно. Видение прихотливо: мы должны поддаться ему и читать с поэтической верою» [5, с. 318] Напротив, Бруно Нарди ставил Данте в один ряд с визионерами великих религиозных традиций: Заратустрой, библейскими пророками, автором Апокалипсиса [см. 14, с. 315]. Но, как отмечают комментаторы, в визионерстве Данте смущает один момент: высокая степень литературности «Божественной Комедии», проявляющаяся на всех ее уровнях, а также огромная роль индивидуально-творческого начала именно в литературной организации поэмы. «И то, и другое совершенно нехарактерно для средневековых видений, которые чем достовернее (по мнению их трансляторов), тем менее литературны, а чем литературнее, тем более каноничны и стереотипны (и надо сказать, что Нарди в полном согласии со своим основным тезисом категорически отрицал наличие в «Божественной Комедии» какой-нибудь поэтики)» [4, с. 24]. По мнению Т. С. Элиота суть визионерства Данте в том, что он «был наделен зрительным воображением, но не таким, каким наделен современный художник, пишущий натюрморт. В те времена люди еще имели видения. Это было для них навыком души. Мы утратили его, мы видим только сны и уже не помним, что видения были и глубже, и ярче, и целомудренней снов» [10, с. 264]. Разделяя в целом эту точку зрения, мы хотели бы подчеркнуть, что «визуальное воображение », как исток визионерства Данте, питалось не только сно-видениями , расцвеченными поэтическими грезами и фантазиями, но и реальными художественно-визуальными источниками, подобными иоахимитской «Книги фигур» (Liber Figurarum), оказавшей влияние на райские созерцания Данте (видение фигуры Орла на небе Юпитера, видение Троицы в Эмпирее и др.), или «розовыми» окнами соборов, повлиявших на его видение райской розы. Но особенно важным источником «визуального воображения» Данте, предвосхитившим его интуитивные прозрения и озарения, связанные с образами Рая, явились «куртуазные видения-сны», описанные в «Новой Жизни». «Я многое как бы во сне уже прозревал, что можно заметить в «Новой Жизни»», – пишет Данте в «Пире» [3, c. 154], говоря о пограничном состоянии между сном и явью, когда ему открывались интуитивно райские картины и образы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=