Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 59 c. 16]. Поэтому даже «чистое» естествознание получает свою цель, равно как и свой материал, лишь благодаря торговле и промышленности. «Производство служит… глубокой основой всего чувственного мира, как он теперь существует», хотя сказанное, конечно, не применимо к первичным, «возникшим путем generation aequivoca (самопроизвольного зарождения – М. П .) людям», когда отчетливо проявлял себя «приоритет вешней природы» »[6, c. 43-44]. В. И. Вернадский, оставаясь в русле активистской парадигмы мироотношения, демонстрирует противоположный С. Н. Булгакову подход, предлагая концепцию ноосферы с позиций «натуралиста». Представления о созерцательности и активизме у В. И. Вернадского присутствуют в представлениях о противоположности косной материи жизни». Он утверждает, «что эволюционный процесс присущ только живому веществу, в косном же веществе нашей планеты нет его проявлений, за исключением биокосных природных тел, всегда связанных с живым веществом, коему они подчинены» [2, с. 306]. Вместо понятия жизни ученый вводит понятие «живого вещества» как совокупности «живых организмов», трактуя его как научное, эмпирическое обобщение всем известных, легко и точно наблюдаемых бесчисленных, эмпирически бесспорных фактов. Человечество как живое вещество неразрывно связано с биосферой, оно не может физически быть от нее независимым, хотя «в общежитии» обычно говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю». «Историки, гуманитарии и даже биологи сознательно не считаются с законами природы биосферы, где только и может существовать жизнь, тогда как стихийно человек неотделим от биосферы» [2, c. 304-305]. «В отличие от марксизма, социальная философия которого предстает как предельно общая теория исторического процесса, В. И. Вернадский считает, что понятие жизни выводит за пределы истории людей в более широкую область единого большого земного геологического процесса, охватывающего с одной и той же точки зрения и косную и живую природу. Биосфера есть планетное явление космического характера, подразумевающая активизм» [11]. В. И. Вернадский пишет, что, «согласно Гюйгенсу, «жизнь есть космическое явление…, резко отличное от косной материи»» [2, c. 305]. «История живого вещества выражается в изменении форм жизни, форм живых организмов от поколения к поколению, без перерыва, отлившись в учение об эволюции видов, растений и животных. Важно, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении, названном Д. Дана цефализацией, ростом нервной системы и мозга. Геологически она приводит к царству человека, согласно И. П. Павлову, к антропогенной эре: человек становится могучей геологической силой, значение которой растет. В результате изменилось положение человека на нашей планете. Человечество стало единым целым. Все это есть результат цефализации Дана, роста человеческого мозга и направляемого им труда. Мощь человека связана не с его материей, но с его мозгом, его разумом и направленным этим разумом трудом» [11].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=