Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 58 есть «впадение в магизм», ставящее человека в зависимость от «хозяйства» [1, c. 311]. С. Н. Булгаков стремится «упразднить материю», «источник смерти и смертности», он отрицает взгляд Н. Ф. Федорова, который идет путем Мечникова, когда стремится «к научному бессмертию, за которое принимается отсутствие смерти или «неопределенная продолжительность жизни». Н. Ф. Федоров думает об оживлении трупа, а не о воскресении «тела духовного, прославленного и преображенного» [1, с. 312]. С. Н. Булгаков в своей критике возрождает представление о противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом, самовозрастающее до чрезмерности и ведущее к признанию первичности духа ценой «ничтоизации» материи. Ф. Энгельс писал, что такое противопоставление «распространилось в Европе со времени упадка классической древности и получило, наивысшее развитие в христианстве» [18, с. 495-496]. Оно сформировалось в ходе постановки и решения основного вопроса философии. Будучи противником такого представления, закрепившегося в период Средневековья, Ф. Энгельс отмечал все большее осознание людьми «своего единства с природой», вклад в него современного естествознания. Поэтому он возражал против установки человека, находящегося как бы «вне природы» и господствующего над ней. Напротив, мы находимся внутри нее, принадлежим природе и в таком положении должны научиться регулировать природные процессы. Для этого мало простого познания, нужен переворот в самом способе нашего производства, чтобы освободить его от слепой игры неконтролируемых сил. В этом Ф. Энгельс следует идеям совместной с К. Марксом работы «Немецкая идеология» [6, с. 7-228], непосредственно примыкающей к «Тезисам о Фейербахе» К. Маркса [5, c. 1-4], которые проникнуты гуманизмом коэволюции [9; 10]. Человек обусловлен универсальной природой мироздания и его развитием. Развитие мира привело к появлению общества, а его история предопределила общественный характер человека, позволив выделить три основных типа мироотношения: созерцательное, активистское и коэволюционное. Разрабатывая коэволюционный подход, марксизм преодолевает созерцательный и односторонне активистский подходы [11, c. 97- 109]. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс пишет, что «главный недостаток всего предшествующего материализма включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта , а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона , в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает, действительной, чувственной деятельности как таковой» [5, c. 1]. Коэволюционный подход марксизма выделяет в истории две стороны, историю природы и историю людей, подчеркивая, что они неразрывно связаны. До тех пор, пока существуют люди, они взаимно обусловливают друг друга [6,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=