Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 49 преподавания работник университета призван не просто обеспечивать передачу знания, но и создавать условия для глубокого понимания студентами истинных суждений о каком-то предмете и наиболее продуктивных методов его исследования. Шилз уверен, что недопустимо уподоблять отношения преподавателя и студента честной коммерческой сделке: качественный товар (проверенное знание) в обмен на заплаченные деньги. Преподаватель не просто дает знания, но пытается пробудить у студентов исследовательский дух, представляя им достижения какой-то академической дисциплины во всей их сложности и драматичной динамике, динамике утверждения и оспаривания теоретических позиций [11, p. 149]. Серьезной опасностью при этом является переход к попыткам любыми путями превратить студентов в сторонников какой-то (своей собственной) школы или какого-то (своего собственного) теоретического подхода. Крайним выражением этого нарушения будет негативное отношение к тем студентам, чье теоретическое самоопределение пошло по другому пути. Однако важны и более прозаические обязанности, исполнение которых выражает серьезное отношение преподавателя к своему делу: обязанности обдуманного выбора и беспристрастного использования методик оценки, поиска баланса между формальными и неформальными отношениями со студентами, выделения достаточного времени на наставничество и научное руководство и т.д. и т.п. В процессе преподавания (в особенности в гуманитарных дисциплинах) трудно избежать высказывания своих этических или политических взглядов. Однако задача университетского преподавателя, по Шилзу, состоит в том, чтобы у студентов не складывалось впечатление, что это не субъективные оценки, а научные утверждения [11, p. 149]. В своем обзоре академической этики Шилз считает необходимым специально выделить некоторые ее частные контексты. Так он подчеркивает, что субъектами академической этики являются не только индивидуальные преподаватели университета или академическое сообщество в целом, но и академические поколения. Так как академическое сообщество является самообновляющимся, то именно выполнение «обязанностей поколений университетских преподавателей» придает ему устойчивость. Уточнение обязанностей поколений важно еще и потому, что только координация усилий преподавателей разных возрастов может обеспечить полное отображение академических дисциплин в преподавании. Молодые преподаватели, как правило, лучше осведомлены о содержательных и методологических новациях в своей науке. Преподаватели старших возрастов более способны к отделению в ней модных веяний от глубоких, фундаментальных трансформаций. Коллизии, неизбежно возникающие в связи с необходимостью взаимодействия между людьми, находящимися на разных ступенях академической карьеры, Шилз считает возможным разрешать на основе «интеллектуально гибкой солидарности» и приобщения новых членов академического сообщества к живой и изменчивой академической традиции [11, p. 156]. Переходя к обсуждению конкретных требований к академическим поколениям, Шилз

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=