Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 47 университетом, стесненным в средствах. Это привело к появлению большого количества остановленных академических карьер, возникновению «потерянных» академических поколений» и нежеланию молодежи идти по академической стезе [11, p. 133-134]. В-седьмых, под давлением извне в университете разрушилось равновесие исследовательской и преподавательской деятельности. Жесткие требования к интенсивности научно-исследовательской работы заставляют преподавателей пренебрегать подготовкой и совершенствованием учебных курсов, которые далеко не всегда близки к непосредственной сфере их исследовательских интересов. Эти же требования приводят к тому, что талантливые преподаватели искусственно превращают себя в посредственных исследователей, а в некоторых случаях – в имитаторов исследовательской деятельности. Измерение качества научно-исследовательской работы по публикационной активности вносит дополнительные искажения как в исследование, так и в преподавание [11, p. 137-139]. В-восьмых, на фоне всех этих процессов университетские сообщества дезинтегрируются и теряют свой «моральный дух». Конечно, к такому итогу ведут не только массовизация, бюрократизация и огосударствление. Усиление научной специализации, международная мобильность, возникновение новых центров интеграции научных исследований (явления, которым Шилз, конечно, не приписывает знак минус) тоже выступают в качестве центробежных тенденций. В этом же направлении работает университетская «политика интересов», за которой стоит представление о том, что разные страты университетского сообщества участвуют во вполне обоснованной борьбе за самоутверждение [11, p. 139-142]. Свой обзор вызовов университету Шилз заканчивает выражением уверенности, что это не признаки его приближающейся смерти, и надежды на то, что «жизненно важные функции, без осуществления которых ни одно общество не может быть хорошим обществом… будут осуществляться до тех пор, пока университетские преподаватели будут помнить о своих обязанностях и с энтузиазмом выполнять их на основе убежденности в том, что решаемые ими задачи имеют значение, а также – на основе любви к знанию, которым они обладают и к которому они стремятся» [11, p. 143]. Формула академической этики: исследование-преподавание- академическое гражданство Нормативная часть концепции академической этики Шизла содержит не столько уточненные формулировки предписаний и запретов, сколько постановку этических проблем, требующих индивидуальной и коллективной рефлексии, а также опыт такой рефлексии. Этим определяется то обстоятельство, что, классифицируя обязанности, Шилз не стремится добиться строгости, присутствующей, например, в Декларации этики профессора Американской ассоциации университетских профессоров (первая редакция

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=